Ольга Платонова
Педагогический опыт работы «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Национально-региональный компонент
в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм - не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.
(У. Хейнс)
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.
Сегодня дошкольные учреждения находятся в условиях непрерывного развития. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую творческий потенциал страны в будущем.
Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться и в ходе изучения родного края, приобщения ребёнка к национальной культуре.
Актуальность данной темы - воспитание гражданственности, патриотизма, формирование у дошкольников начал национального самосознания, интереса к национальной культуре, формирование высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свою Родину.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Художественно–эстетическое развитие – одно из важных средств воспитания, поэтому главным условием является комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности, в которой ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Основной целью работы по данному направлению является:
- формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения, а так же обучение мордовскому языку дошкольников, как один из предварительных важных этапов.
В соответствии с поставленной целью были определены конкретные задачи на:
- в формировании у детей чувства любви к родине на основе
ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
- формировании представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;
- формировании познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формировании чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитании гражданско-патриотических чувств.
Теоретическая база опыта
В процессе работы по национально-региональному компоненту
в художественно-эстетическом развитии дошкольников, была разработана программа по кружку «Лейне» (обучение мордовскому (эрзя) языку детей дошкольного возраста). Я разработала цикл занятий «Теле», «Мой детский сад», «Овощи и фрукты» и др.
В своей работе я использую следующие методические разработки и технологии:
1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации/ А. И. Исайкина; Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО. -Саранск, 2007.-64с.
2. «Мы в Мордовии живем»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева [и др. ]; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015. - 84с.
3. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. - Саранск: мордов. кн. изд-во, 2009. - 272с.
4. Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края/О. В. Бурляева//Детский сад: теория и практика. - 2011. - №9. - С. 82-89.
5. Детям о Мордовии: методическое пособие для педагогов ДОУ/ О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина; мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2013.-148с.
6. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Авт. -сост. Е. Н. Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013.
7. Ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема».
8. Пинясов Я. Сорокины сказки: Рассказы и сказки: Для младш. шк. возраста / Худож: Л. Попов, Ю. Смирнов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.-160с.
9. Память: кн. посвящ. участникам Великой Отечеств. Войны и воинам – интернационалистам/(авт. - сост. : Т. И. Сазонова, Т. И. Иванова). – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 207.- 196с.
10. Юганова Р. Герои малой Родины на большой войне. - М. ,2008.-432с. ,ил.
11. Альбомы: «Мордовия – моя малая Родина», «Наши знаменитые земляки», «Государственные символы РФ».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Очень важно заложить в дошкольном возрасте интерес к языку той земли, республики, где он живет, любовь к мордовской литературе. И эта любовь ребенка к национальному языку, произведениям мордовской художественной литературы, музыке будет являться одним из проявлений патриотизма, ступенькой любви к большой Родине. Развивая ребенка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы; на желании участвовать в их сравнении и приумножении; на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине. Важное средство воспитания детей дошкольного возраста – народное творчество. Мордовская художественная литература и фольклор, произведения народных промыслов несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка. В процессе реализации задач инновационного педагогического опыта: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями, и обычаями мордовского народа, осознают собственную культурную принадлежность; воспитываются в духе уважения народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
При обучении детей национально-региональному компоненту в художественно-
эстетическом развитии я использую разнообразные формы и методы работы. Занятия провожу в игровой форме. Ни в какой другой деятельности дети не проявляют столько настойчивости и интереса, как в игре. С большим интересом дети играют в различные игры, которые развивают физические качества (силу, ловкость, быстроту, меткость) и творческие способности. А ведь этому уделяли большое внимание ещё наши предки. В играх использую мячи, куклу, специальные палочки, камушки и т. д. Среди детей старшего возраста весьма распространенные игры «В платочки», «В белочку» и др. Все они включают в себя бег, ходьбу, поэтому имеют важное значение в укреплении здоровья детей.
С детьми провожу беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов. Чтение художественных произведений, просмотр видеофильмов, презентации, настольные и дидактические игры, праздники, досуги, развлечения совместно с родителями. Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения.
Работа с детьми проводится и в проектной деятельности, что позволяет активизировать познавательную активность детей. Разработала проекты «Родной свой край люби и знай», «Мордовия - моя мастеровая», «Моя Родина - Мордовия», диагностику знаний детей по данному направлению, создала предметно-развивающую среду в группе «Моя Мордовия». В уголке присутствуют предметы декоративно-прикладного искусства, создали музей народного творчества и быта, оформили альбомы, стенды, раскладушки о мордовских композиторах, художниках, артистах и т. д. Для ведения занятий собраны предметные и сюжетные картинки по темам. Имеем дидактические куклу - Алдуню и другие игрушки, а так же данную тему реализую в кружке «Лейне».
В кружке «Лейне» я осуществляю задачу по усвоению словаря и развитию связной речи эрзянского языка, где присутствуют дидактические игры: «Угадай, какое животное», «Цвет, где ты?», «Кто в домике живет?», а так же проводятся занятия по аппликации: «Мордовский орнамент. Блюдце», «Мордовский узор на полоске», по рисованию: «Украшение передника», «Украшение полотенца мордовским узором».
Анализ результативности
Диагностика знаний по обучению детей национально-региональному компоненту
в художественно-эстетическом развитии показывает положительные результаты. Высокий уровень знаний детей в 2016-2017 учебном году составил 64%.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности позитивно влияет на уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста, знаний о своем родном крае, обычаях, традициях и культуре мордовского народа и предполагает дальнейшую работу в этом направлении.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Трудность в изучении национально – регионального компонента в художественно-эстетическом развитии заключается в следующем:
- что контингент воспитанников русскоязычный и знания о Мордовии, мордовских языках, обычаях, праздниках знают со слов только воспитателя, т. е. знания очень скудные;
- и в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре, и поэтому представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт может быть использован воспитателями старших и подготовительных к школе групп, родителями, так как работа направлена на пробуждении у ребенка интереса и стремления к общению на эрзянском языке и изучению истории родного края.