Ирина Харламова-Щербак
Аннотация к методической разработке «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация коррекционно-развивающей работы
по развитию речи детей раннего возраста
Ключевая идея:
Своевременное, раннее коррекционно-развивающее воздействие способствует снижению речевого недоразвития в старшем возрасте.
Актуальность:
Публикация «Аннотация к методической разработке „Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С каждым годом происходит увеличение численности детей, имеющих речевые нарушения, поэтому возникает необходимость в организации раннего коррекционно-развивающего воздействия на речь детей дошкольного возраста. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями и пронизывать все режимные моменты. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Цель:
Формирование языковой системы, стимуляция речевой деятельности, развитие коммуникативных функций, психических процессов и эмоциональной сферы у детей.
Задачи:
В первую очередь на занятиях решаются задачи по развитию речи детей. Большое внимание уделяется увеличению пассивного и активного словаря малышей. Стимулируется употребление всех частей речи, исправляются неправильно произносимые слова. Проходит работа над пониманием речи окружающих, разнообразными представлениями, понятиями об окружающем их мире. Уделяется внимание сенсорному развитию, ориентировочно-познавательной деятельности детей. Также в занятия включены упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Такие упражнения направлены на обучение детей правильно ходить, бегать, прыгать, действовать с различными предметами, координировать движения рук и пальцев, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом речи.
Принципы:
Занятия ориентированы на психофизические и индивидуальные особенности детей и строятся по принципу доступности излагаемого материала, наглядности, поэтапности и комплексного подхода
Концептуальные (теоретические) основы:
Данный комплекс занятий был разработан на основе коррекционно-развивающей работы с детьми раннего и дошкольного возраста / Иванова А. Е., Кравец О. Ю., Рыбкина И. А. и др. ; Под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2008.
Способы и формы реализации опыта в образовательной практике:
С детьми раннего возраста целесообразно использовать индивидуальную и групповую формы работы. В каждой группе (2-4 человека) должны быть дети с разными речевыми возможностями, что стимулирует развитие речи малышей, способствует формированию их коммуникативных функций.
Продолжительность занятий для детей 2-3 лет составляет 10-15минут. Планирование занятий осуществляется по тематическому плану, общему для воспитателей и специалистов, работающих с данной группой. Специалисты и воспитатели в дошкольном учреждении организуют изучение одной и той же темы, что обеспечивает многократное повторение и закрепление данного речевого материала. Совместная работа над лексической темой в течение 1-2 недель способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
Основные разделы занятий:
1. Развитие психических процессов (восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти мышления).
2. Развитие импрессивной речи.
3. Формирование экспрессивной речи.
4. Работа над общими речевыми навыками.
5. Развитие общей и мелкой и мелкой моторики.
6. Стимуляция биологически активных точек массажерами Су Джок.
Чередование и последовательность видов деятельности и разделов зависит от сюжета и целей конкретного занятия, от работоспособности детей. Все содержание коррекционно-развивающей работы разбито по периодам с соответствующими задачами.
Содержание представленного опыта:
Методическая разработка «Организация коррекционно-развивающей работы
по развитию речи детей раннего возраста» представленная на Фестивале педагогических идей «Открой себя» в 2012г и напечатанная в Банке научно-педагогической информации муниципальной системы образования города Ярославля.
В методическую разработку входят:
- система организации коррекционно-развивающей работы по развитию речи;
- периоды коррекционно-развивающей работы;
- конспекты занятий по развитию речи детей;
- тематическое планирование работы для детей раннего возраста;
- речевая карта на ребенка раннего возраста.
Результативность педагогического опыта
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни, дети начинают правильно понимать речь окружающих, отвечать на вопросы взрослого, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и детьми, охотно играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг. Дети становятся более внимательные и усидчивые, что позволяет более легкому усвоению материала в старших группах. Раннее развитие артикуляционной моторики и формирование слухового восприятия, дает возможность своевременного освоения фонетико-фонематичской стороны речи.