Галина Михалкина
Принципы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по развитию памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Принципы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по развитию памяти детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Учитель-дефектолог
Михалкина Галина Вячеславовна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение---с. 3
1. Теоретическое обоснование проблемы развития мнемических
процессов детей с ЗПР ---с. 3
1.1. Развитие памяти ---с. 3
1.2. Особенности детей младшего школьного возраста
Публикация «Принципы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по развитию памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
с задержкой психического развития---с. 5
1.3. Использование коррекционных средств по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР---с. 6
2. Система коррекционно-развивающих занятий по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе обучения и воспитания---с. 8
2.1. Коррекционные приемы по развитию произвольной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста---с. 9
Заключение---с. 12
Введение
Память - один из самых сложных и необходимых психических процессов.
Преобразование мнемической функции в младшем школьном возрасте обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Ребенок должен много запоминать, заучивать материал, уметь его пересказывать своими словами, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе. Целенаправленная коррекционно-развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в периоде младшего школьного возраста наиболее эффективной.
Целью работы является изучение уровня развития произвольной памяти у младших школьников с ЗПР с учетом особенностей коррекционной работы.
Объект исследования - произвольная память детей с ЗПР.
Предмет исследования – особенности развития произвольной памяти младших школьников с ЗПР в процессе коррекционной работы.
Прогноз: Целенаправленная поэтапная коррекционная работа создает благоприятные условия для развития произвольной памяти младших школьников с задержкой психического развития.
1. Теоретическое обоснование проблемы развития мнемических процессов детей с ЗПР.
1.1. Развитие памяти у детей с ЗПР - педагогическая проблема.
Память - это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек запоминает наиболее прочно то, что для него и его деятельности имеет особо важное значение. А то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Интересы человека очень сильно влияют на память – обеспечивают успешность запоминания. Особенно большое значение имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все что связано с устойчивыми интересами, запоминается лучше. Это и будет проявлением избирательности памяти.
В дошкольном возрасте дети отличаются исключительной точностью, фотографичностью памяти. Запоминание в этом возрасте в основном носит непроизвольный характер. У дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминание; увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого. Начиная со школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредованного запоминания и более быстрого совершенствования опосредованной памяти. Развивается мышление детей. В силу этого память и восприятие идет по пути интеллектуализации. Обучающиеся используют мыслительные действия при запоминании. В период младшего школьного возраста в центре развития становится решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. В школьном возрасте интенсивно развивается вербальная память. Человек начинает запоминать словесный материал посредствам слов. В младшем школьном возрасте происходит максимальное пользование данным видом памяти. Соотношение между памятью и мышлением в школьном возрасте определяется двумя основными фактами:
1. Память достигает кульминационной точки своего развития, а мышление еще далеко от этого;
2. Память постепенно приходит в стабильное состояние и даже начинает регрессировать, а мышление, наоборот, очень интенсивно развивается. Таким образом, по мере развития речи и мышления, роль памяти в усвоении материала уходит на второй план.
Память младшего школьника – первостепенный компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала: это и режим дня, и домашнее задание, и правило, пройденное на уроке. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Учитель должен обучать детей рациональным приемам запоминания, так как ребенок без специального обучения не может использовать их в связи с применением сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, которыми он постепенно овладевает в процессе обучения.
В младшем школьном возрасте память детей характеризуется : пластичностью (пассивное запечатление и быстрое забывание); избирательным характером – лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно запомнить скорее; увеличение объема памяти; улучшается точность и систематичность воспроизведения; запоминание начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер. Дети начинают пользоваться различными специальными способами запоминания, а воспроизведение становится управляемым процессом.
Процессы памяти характеризуются возрастными особенностями, знание и учет которых необходимы учителю для организации успешного обучения и умственного развития.
1.2. Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.
Одной из основных причин трудности обучения и воспитания обучающихся является особое, по сравнению с нормой, состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития». В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы развития.
Характерными признаками ЗПР являются: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми, к приему и переработке перцептивной информации. У детей с ЗПР недостаточно сформированы функции произвольного внимания, произвольной памяти и других высших психических функций. У одной группы детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, у другой – эмоционально-волевые нарушения по типу психического инфантилизма.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Дети с задержкой психического развития младшего школьного возраста имеют специфические особенности развития и отстают по всем показателям от своих нормально-развивающихся сверстников. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
1.3. Использование коррекционных средств по развитию произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачами коррекционного процесса является разработка конкретных коррекционных программ, комплексов, а также конкретных методов и коррекционных техник.
При составлении коррекционной программы для детей с ЗПР различного генеза необходимо учитывать следующие методические требования:
1. Четко сформулировать основные цели коррекционной работы;
2. Определить круг задач, конкретизирующих основную цель;
3. Разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;
4. Выбрать форму работы с ребенком (групповая, подгрупповая индивидуальная);
5. Определить формы и направления профессиональных контактов с другими специалистами, работающими с ребенком (логопед, врач, воспитатель, социальный педагог и пр.);
6. Отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
7. Запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;
8. Разработать методы анализа и оценки динамики коррекционного процесса;
9. Подготовить специальное помещение, необходимое оборудование и материалы для занятий.
Основной целью коррекции младших школьников с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
К основным принципам коррекционной работы по развитию памяти относятся : ориентация на основные возрастные новообразования в мнемической деятельности; опора на зону ближайщего развития и ведущий вид деятельности; принцип единства диагностики и коррекции. Успех коррекции зависит прежде всего от правильной и объективной оценки результатов диагностического обследования.
Коррекционная работа по развитию памяти детей с ЗПР должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей, а также на формирование умения использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности; на создание условий для развития образной памяти и словесно-логической. Обучать детей приемам запоминания и осознанного самоконтроля, повышающим эффективность мнемической деятельности. Важным направлением является целенаправленное формирование приемов осмысленного запоминания: смысловой группировки, осмысленной опоре на внешние вспомогательные средства (картинки, слова, символы и пр.)
Для развития произвольной зрительной и зрительно-моторной памяти нужно организовать работу ребенка по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Это упражнение целесообразно проводить на таких видах деятельности как рисование (рисование узоров по клеточкам, лепка, списывание с доски, работа с конструктором. Детям очень нравится задания следующего типа: на ограниченное время ребенку предъявляют какую-либо картинку, дети должны ее детально изучить и потом воспроизвести ее по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-либо деталей или есть лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.
Развивать произвольную память необходимо во взаимосвязи с другими психическими процессами: восприятием, вниманием, мышлением и речью. Научно доказано, что чем раньше начинается коррекционный процесс, тем эффективнее он протекает, тем меньше времени и усилий понадобится на его реализацию, тем больше вероятен успех.
2. Система коррекционно-развивающих занятий по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе обучения и воспитания.
Цель – развитие познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития.
Основная задача: развитие произвольной памяти детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Данная система коррекционно-развивающих занятий состоит из трех последовательно сменяющих друг друга этапов:
1 этап –в первом этапе задания направлены на развитие моторной и образной памяти (зрительной, слуховой, тактильной).
2 этап –на втором этапе делается акцент на развитие мыслительных операций учащихся начальной школы с ЗПР, в сочетании с дальнейшей работой по развитию образной памяти.
3 этап – на третьем этапе игры и упражнения направлены на формирование умения использовать логические операции при запоминании материала, т. е. развитие логической памяти.
Занятия проводятся в игровой форме, сначала на занимательном материале, а затем задания постепенно усложняются, включается учебный материал: два раза в неделю по 25-30 минут. Основной акцент делается на развитие произвольной памяти, однако ее развитие тесно связано с развитием других познавательных процессов: восприятием, вниманием, мышлением, воображением и речью. Система занятий разработаны таким образом, что сначала формируются простые виды памяти (моторная, образная, а затем более сложный вид памяти – логическая (смысловая). На каждом занятии уделяется большое внимание формированию познавательного интереса, активности детей с задержкой психического развития.
2.1. Коррекционные приемы по развитию произвольной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка» :
Занятие проводится в группе. Педагог читает ряд букв, просит детей запомнить их и записать: ВЛОШЕРИК. После этого педагог рассказывает о мнемическом приеме «группировка», т. е. объединение букв в группы, удобные для чтения (ВЛОШ -ЭРИК);
Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж,Н,Л,П,В,Т. Чтобы лучше запомнить их, педагог предлагает мысленно добавить к каждой букве гласную, например У, затем предлагает разбить на удобные группы и прочитать (ЖУНУ-ЛУ-ПУВУТУ). Ответ записать, отбрасывая гласные. Для развития произвольной памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.
Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка по смыслу» :
Занятие проводится в группе. Детям предлагаются слова: зима, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба. Педагог рассказывает о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. После этого предлагаются другие варианты для запоминания: нога, лицо, обувь, море, часы, лодка, стрелки, нос, дом. Для закрепления приема педагог предлагает ребенку разнообразные слова и картинки.
Развитие произвольной памяти на основе мнемического приема «группировка по ассоциации» :
из набора слов детям предлагают выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу. Педагог зачитывает эти пары слов: лес-гриб, зима-снег, кот-ведро, река-рыба, облако-лев, ворона-краска, гнездо-птица.
1 этап – детям предлагается выписать оставшиеся пары слов и придумать, как эти слова можно связать друг с другом. Дети обсуждают между собой и составляют ассоциативные ряды.
2 этап – ребенку зачитываются пары слов, которые необходимо запомнить: диван-тигр, девочка-брат, небо-земля, глаз-муха, озеро-верблюд, ковер-цветок, цыпленок-стол. Затем педагог зачитывает первые слова, а дети дополняют вторыми словами.
Развитие произвольной памяти на основе мнемического приема «классификация» :
Педагог читает ребенку набор слов (10-15, которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д., а затем просит назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Можно использовать различные предметы, цветы, последовательность событий.
«Необычное использование» : Взрослый показывает детям любой известный им предмет, дети должны придумать как можно больше способов использования этого предмета, затем его части, группы предметов;
- задание обратное предыдущему: взрослый перечисляет возможные варианты использования предмета, его частей или части, группы предметов. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь;
«Что лишнее?» : Детям предлагается для запоминания 4-5 картинок, одна из которых лишняя. Дети должны не только запомнить эти картинки, но и выделить лишнюю, определить обобщающее понятие. Можно предложить нарисовать, вырезать, вылепить выделенный предмет. (например, яблоко, груша, морковь, персик);
«Найди, что здесь лишнее» : Детям предлагают для запоминания 4-5 картинок, связанных по смыслу. Дети должны определить, что связывает эти предметы (например, дождь, туча, опавшие листья, косяк журавлей в пасмурном сером небе). При помощи этих картинок можно рассказать об осени. Через 30 минут дети должны вспомнить и назвать эти картинки (аналогично со словами – зима, снег, новый год, санки);
«Подбери признак (действие)» : Детям предлагают для запоминания 4-5 слов – предметов (например, мяч, солнце, облако и др., через 30 минут надо вспомнить эти слова и подобрать к ним слова-признаки (слова-действия) (например, мяч - круглый, солнце – яркое и т. п.).
«Загадки и отгадки» : Детям предлагаются для запоминания несколько загадок, объединенных одной темой. Через 30 минут нужно вспомнить отгадки и подобрать к ним обобщающее понятие.
«Запомни слова» : Цель – развитие кратковременной и долговременной произвольной слуховой памяти. Внимательно прослушать несколько слов (3-4 и больше, в зависимости от особенностей развития ребенка) и повторить их. Вспомнить слова после повторного чтения.
«Пары слов» : Цель – развитие логической памяти. Ребенку читаются пары слов, связанных между собой по смыслу. Затем взрослый читает слова первого ряда, а ребенок должен вспомнить слова второго ряда, связанные по смыслу с услышанным словом.
«Что изменилось?» : Цель – развитие кратковременной произвольной зрительной памяти. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок и запомнить то, что изображено. Затем ребенку предлагается такой же рисунок с небольшими изменениями. Ребенок должен увидеть эти изменения.
Заключение.
Память является основой всей жизни человека. Мышление может создать что-то новое, лишь опираясь на уже имеющиеся понятия и представления. Без них невозможно сконструировать образы, с помощью которых действует мышление. Следовательно, необходим определенный запас представлений и понятий, которые сохраняются в памяти. Память обеспечивает целостность личности – с определенным отношением к миру, мотивами, потребностями.
Основной целью коррекционной работы с младшими школьниками с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов (в частности произвольной памяти) и формирование позитивной мотивации на познавательную деятельность. Коррекционная работа должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей, а также на развитие способности использовать продукты памяти в практической и умственной деятельности. Необходимо обогащение непроизвольной памяти ребенка новым социально ценным содержанием, создание условий для развития образной памяти и обогащения наглядных представлений, формирование способности к точному, детальному, конкретному и яркому запечатлению (через специальные дидактические игры). Формировать приемы самоконтроля и осмысленного опосредованного запоминания.
Вывод: целенаправленная поэтапная коррекционная работа создает благоприятные условия для развития произвольной памяти у младших школьников с задержкой психической развития.