Тамара Степаненко
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Сентябрь «Знакомство с детской лабораторией»
1. «Экскурсия в детскую лабораторию»
Публикация «Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
2. «Приборы для опытов» Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, об эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории
Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками Беседа «Что такое лаборатория?», игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» Рассматривание приборов, беседа «Где применяют волшебные стеклышки?»
Октябрь «Рукотворный мир»
1.«Древесина, ее качества и свойства»
2. «Бумага, ее качества и свойства» Упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Рассматривание предметов, опыты на определение свойств, игра «Назови предмет». Рассматривание предметов, беседа «Как делают бумагу?», опыты на определение свойств
Ноябрь «Воздух»
1.«Обследование свойств воздуха»
2. «Ветер. Движение воздуха» Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх, при охлаждении сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным.
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу.
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Беседа о свойствах воздуха, игры «Что в пакете», «Узнай по запаху», опыт «Взвешивание воздушных шаров»,
«Игры с соломинкой». Загадка о ветре, изготовление вертушки (по схеме, «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой»
Декабрь «Легкий - тяжелый»
1. «Вес предмета»
2. «Плавучесть предметов» Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом Опыты по взвешиванию предметов разными способами
Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой. Игры «Поплывет - не поплывет», «Плавает-тонет»
Январь «Вода»
1.«Обследование свойств воды»
2. «Свойства воды. Очищение воды» Уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы)
Способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет.
Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами Проведение опытов с водой «Узнаем, какая вода»
(по карточке-схеме)
Проведение опытов с водой «Окрашивание воды», «Очищение воды», игра «Спрячь пуговку»
Февраль «Твердая вода»
1. «Свойства снега»
2. «Свойства льда» Продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в снег, лед при низких температурах).
Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле); в зависимости от температуры воздуха:
в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится, в теплую погоду (липкий).
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.
Беседа «Снег, какой он?», загадки, стихи о снеге, опыты со снегом
Беседа «Как воду превратить в лед», опыты со льдом, изготовление «цветных льдинок»
Март «Жизнь растений»
1. «Растение – живой организм»
«Посадка бобов»
2. «Необходимые условия для развития растений» Опытным способом выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить представление о строении боба (фасоль, горох, определить алгоритм деятельности по посадке растения.
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растений.
Уточнить представления о необходимости наличия почвы, света и воды. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. Беседа «Что раньше появляется из семени?», опыт «Замачивание боба во влажной ткани». Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения.
Игра Вершки – корешки»
Беседа: «Что необходимо для роста растений». Наблюдение и уход за рассадой.
Апрель «Источник тепла и света»
1. «Световая энергия»
2. «Термометр и температура» Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень её поглощения разными предметами, материалами, определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и расположения предмета.
Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, показать из каких цветов состоит солнечный луч, отраженный от зеркальной поверхности.
Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии (солнце, электрическая лампа).
Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.
Развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Загадки о солнце. Беседа «Что я знаю о Солнце?» Опыты с фонариком,
«Игра с солнечным зайчиком», рассматривание картинки «Радуга», опыты с зеркалом.
Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Беседа о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице
Май «Состав и свойства почвы»
1. «Свойства песка»
2. «Сравнение песка, почвы и глины» Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.
Расширять знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Развивать умение безопасно обращаться с песком, сравнивать, делать выводы.
Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.
Игры и опыты с песком. Рисование на сухом, мокром песке.
Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины. Вылепливание из песка и глины