Ольга Бутузова
Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового облика образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка.
Одно из проявлений такого поиска - организация в учреждении инновационной деятельности, которая позволяет в естественных условиях выявить развивающие возможности инноваций, с одной стороны, и способствовать внедрению передовых идей в образовательную систему дошкольных учреждений - с другой.
Публикация «Организация инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Инновация – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.
Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов и технологий.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При организации инновационной площадки следует учитывать следующие важные моменты:
• выбор направления инновационной работы;
• разработка концепции и программы инновационной деятельности;
• создание условий для реализации инновационного проекта;
• подготовка и грамотное ведение документации по инновационной деятельности.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
Выбор направления инновационной деятельности
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития (федеральной, региональной или муниципальной) и результатами научно-исследовательской деятельности в области дошкольной педагогики и психологии, медицины, социологии и др. Эти направления представляют собой единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.
Направления инновационной деятельности
Направления
инновационной деятельности Содержание инновационной деятельности
Развитие дошкольника Охрана здоровья, физическое и психическое развитие детей, формирование здорового образа жизни. Разработка здоровьесберегающих технологий. Эколого-валеологическое развитие детей. Развитие ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности. Развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Формирование общечеловеческих ценностей и гуманистической направленности личности как основы ее нравственности; взаимосвязь национального и интернационального воспитания в процессе развития социальных связей с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, социальной сферы и т. д. Реабилитация детей с проблемами развития и др.
Личностно-профессиональное развитие педагогов и специалистов Интеграция педагогического процесса как фактор целостного развития личности дошкольника. Содержание и технологии коррекционной работы с детьми. Работа с семьей и социальными партнерами. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Социальное развитие в детском саду и семье. Развитие педагогов и специалистов как субъектов образовательной деятельности в процессе постдипломного образования и др.
Совершенствование управления ДОУ Создание новых моделей образовательных учреждений. Разработка и апробация вариативных и альтернативных образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих преемственность в содержании и технологиях воспитания и обучения по различным направлениям. Проектирование предметно-пространственной развивающей среды. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе и в управлении ДОУ и др.