Получи документы

Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе

Чупракова Галина
Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Основные понятия, используемые в данной работе:

Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.

Публикация «Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе» размещена в разделах

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.)

Социализация детей - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

«Образование для жизни, образование через всю жизнь»

Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность - человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения должен быть направлен на подготовку детей к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Введение ФГОС не только изменило всю систему образования, но, как известно, внесло большие изменения в деятельность педагога-психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях введения ФГОС ДО – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Сегодня для образовательных учреждений в целом, и для дошкольного образовательного учреждения в частности, на первый план выходит задача обеспечения максимального соответствия образовательной системы потребностям детей, их семей и общества в целом. Качество и эффективность образовательной работы учреждения напрямую зависит от степени эффективности взаимодействия всех участников образовательных отношений.

В МДОУ «ЦРР – детский сад №14 «Малышок» г. Коряжма накоплен достаточный опыт по внедрению в процесс социально-делового партнерства с семьями воспитанников эффективных технологий сотрудничества. Это направление в работе дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой дошкольного образования (качество, доступность и эффективность, а также повысить активность и заинтересованность родителей в жизни детского сада.

В работе педагога-психолога уделяется большое внимание работе с родителями в вопросах социализации детей в целом, и старшего дошкольного возраста в частности: повышению компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе, содействию осмысленного выбора родителями направленности предшкольной подготовки, выстраиванию оптимальной стратегии взаимодействия «семья – ребенок» в предшкольный и адаптационный к школе периоды.

Практика показывает, что традиционно большое внимание со стороны родителей уделяется развитию памяти, мышления детей, обогащению кругозора, формированию навыков чтения, письма и счета, коррекции имеющихся логопедических проблем. Многие дети (начиная с 2-3 летнего возраста) посещают развивающие центры, зачастую дублирующие программу детского сада, и «помогающие» родителям подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Направленность такой подготовки, как правило, способствует в большей степени интеллектуальному развитию детей. Интенсивность занятий в старшем дошкольном возрасте за счёт дополнительного образования только возрастает. Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются. Проблеме социализации дошкольников внимание не уделяется.

Не менее серьезной остается проблема завышенных требований к ребёнку со стороны родителей и учителей, к его готовности к школьному обучению. При поступлении в школу некоторые учителя требуют, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и имел широкий кругозор. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям завышенного уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей и возможностей.

Эти и другие факторы (такие, как нестабильная экономическая ситуация в стране, постоянные изменения в системе образования) никак не способствуют созданию позитивной, доброжелательной атмосферы ожидания обучения у будущих первоклассников и их родителей, осложняют процесс адаптации первоклассника к новым условиям. Нередко бывает так, что окружающие взрослые вместо того, чтобы помочь ребенку полноценно подготовиться к школе, дать положительный настрой, вольно или невольно запугивают будущими возможными неудачами, приводя отрицательные примеры из практики, при этом не давая вариантов выхода из возможных сложных ситуаций.

На наш взгляд, работа педагога-психолога по обеспечению успешной адаптации ребенка к школьной жизни должна начинаться в дошкольном возрасте и предполагать не только раннюю диагностику и коррекционно-развивающую работу с самим ребенком, но и просветительскую работу с остальными участниками образовательных отношений – родителями и педагогами.

Профилактика школьной дезадаптации, помощь детям в принятии новой социальной роли на протяжении многих лет является одним из ведущих направлений в работе педагогов (воспитателей и специалистов) нашего детского сада. В результате естественного отбора в арсенале педагогического коллектива остаются наиболее результативные и продуктивные формы работы с семьей для решения данной проблемы.

Работа педагога-психолога в данном направлении состоит из четырех самостоятельных модулей, направленных на взаимодействие с участниками образовательных отношений - детьми старшего дошкольного возраста, их родителями, педагогами ДОУ и педагогами СОШ.

• Работа с детьми старшего дошкольного возраста :

- ННОД по социализации детей старших групп (5-6 лет) способствует формированию у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими, помогает детям правильно реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции, обогащает репертуар социальных навыков;

- ННОД по социализации детей подготовительных к школе групп (6-7 лет) способствует формированию положительного эмоционального отношения к школе, становлению внутренней позиции школьника и развитию мотивационной готовности к обучению в школе.

• Работа с педагогами

Просвещение (консультирование по теме «Готовность ребенка к обучению в школе», обсуждение проблем каждого ребенка в отдельности) педагогов ДОУ способствует повышению уровня психологической компетентности педагогов в вопросах предшкольной подготовки и влияет на качество предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ.

• Преемственность детского сада и школы

Преемственность в работе детского сада и школы, осуществление непрерывности в воспитании и образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста является непременным условием успешной адаптации ребенка при переходе из детского сада в начальную школу :

- «Круглые столы» по обмену информацией о детях и их семьях;

- Дни открытых дверей в ДОУ для учителей начальных классов с целью установления доверительных и партнерских отношений между педагогами, предоставления возможности учителям познакомиться со своими будущими учениками;

- Участие учителей в мероприятиях ДОУ (деловые игры - «Большие буквы для маленьких детей», «Моя веселая семейка»)

- Участие детей и педагога-психолога в совместных мероприятиях школы (экскурсии в школу, совместная деятельность - «Печем куличики»). Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.

• Работа с родителями

Психологическое сопровождение родителей будущих первоклассников направлено на успешную социализацию будущих школьников через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе :

- Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность к школе», «Кризис семи лет» повышает компетентность родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе;

- Тематическая информация на сайте ДОУ, в группе и на стендах в ДОУ («Мотивационная готовность к обучению в школе», «Ребенок идет в школу. Как помочь сохранить здоровье и радость», «Интеллектуальная и речевая готовность к школе», «Возможные трудности семьи в период адаптации к школе») позволяет расширить представление родителей о важных аспектах готовности ребенка к школе, о факторах, влияющих на успешность обучения;

- Участие родителей в проведении диагностики детей педагогом-психологом по подготовке детей к школе. Консультирование родителей по выбору программы обучения в школе, по рекомендации выбора занятий по интересам детей (секций, кружков). Анкетирование родителей по подготовке детей к школе.

Вышеперечисленные формы работы педагога-психолога с семьями способствуют расширению представлений родителей о важных аспектах готовности детей к школе, факторах, влияющих на успешность обучения. Но наиболее эффективными и результативными в этом вопросе формами работы с родителями являются активные формы работы, в том числе совместные детско-родительские игры. В нашем детском саду мы используем совместные детско-родительские игры, разработанные на основе популярных телепередач «Большие буквы» и «Мой ребёнок». Эти игры позволяют решить сразу несколько задач в области формирования успешной социализации детей в школе :

1. Содействовать обогащению представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.

2. Способствовать формированию умений анализировать готовность собственного ребенка к обучению в школе, видеть проблемы, прогнозировать возможные сложности; расширению знаний о способах их разрешения еще до поступления ребенка в школу.

3. Содействовать осмысленному выбору варианта подготовки к школе, образовательной программы школьного обучения и выстраиванию оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком с учетом его потребностей и возможностей.

4. Научить родителей:

• решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе,

• оказывать им эмоциональную поддержку,

• демонстрировать безусловное принятие своих детей.

5. Снизить уровень тревоги родителей перед трудностями адаптации к школе и рефлексировать собственные переживания,

6. Глубже понять эмоциональное состояние своих детей, узнать их мысли и переживания, связанные с поступлением в школу.

Результатом многолетней работы по вопросам успешной социализации будущих школьников при взаимодействии с родителями явилось создание программ «Вместе интересней!» и «Моя весёлая семейка».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММ!

Итак, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» родители воспитанников ДОУ имеют право на знакомство с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также на помощь со стороны образовательного учреждения в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В том числе на помощь в подготовке детей к школьному обучению.

Работа с родителями, проводимая специалистами нашего учреждения для успешной школьной социализации будущих первоклассников, учитывает тот фактор, что семья, как первый и самый важный институт социализации человека, играет важнейшую роль в процессе подготовки ребенка к обучению в школе. И именно просветительской работе с родителями в деятельности педагога-психолога отводится особое место.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольникаСюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в.

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС до «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО» (консультация.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка» В семье подрастает малыш. Ему уже год, полтора. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь.

Общее родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в формировании личности ребенка» Цели: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Поскольку дошкольный возраст.

Роль педагога в формировании личности ребенка Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни.

Роль педагога в формировании эмоционально-положительного настроя пребывания в детском саду Роль педагога в формировании эмоционально-положительного настроя пребывания в детском саду Воспитатель: Шульгина Н. Н. «Все мы родом.

Роль семьи в формировании личности ребенка Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Но.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Занятие педагога-психолога по социализации в разновозрастной группе (вторая младшая, средняя) «Волшебные слова» Цель занятия: развитие навыков вежливого общения. Задачи занятия: - развивать коммуникативные способности; - развивать произвольное внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе
Опубликовано: 6 марта 2018 в 13:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе» (включая файлы) размещена пользователем Чупракова Галина (УИ 1493420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД