Чупракова Галина
Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Основные понятия, используемые в данной работе:
Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.
Публикация «Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе» размещена в разделах
Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.)
Социализация детей - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
«Образование для жизни, образование через всю жизнь»
Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность - человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения должен быть направлен на подготовку детей к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Введение ФГОС не только изменило всю систему образования, но, как известно, внесло большие изменения в деятельность педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях введения ФГОС ДО – целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Сегодня для образовательных учреждений в целом, и для дошкольного образовательного учреждения в частности, на первый план выходит задача обеспечения максимального соответствия образовательной системы потребностям детей, их семей и общества в целом. Качество и эффективность образовательной работы учреждения напрямую зависит от степени эффективности взаимодействия всех участников образовательных отношений.
В МДОУ «ЦРР – детский сад №14 «Малышок» г. Коряжма накоплен достаточный опыт по внедрению в процесс социально-делового партнерства с семьями воспитанников эффективных технологий сотрудничества. Это направление в работе дает возможность решить важнейшие задачи, которые стоят перед системой дошкольного образования (качество, доступность и эффективность, а также повысить активность и заинтересованность родителей в жизни детского сада.
В работе педагога-психолога уделяется большое внимание работе с родителями в вопросах социализации детей в целом, и старшего дошкольного возраста в частности: повышению компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе, содействию осмысленного выбора родителями направленности предшкольной подготовки, выстраиванию оптимальной стратегии взаимодействия «семья – ребенок» в предшкольный и адаптационный к школе периоды.
Практика показывает, что традиционно большое внимание со стороны родителей уделяется развитию памяти, мышления детей, обогащению кругозора, формированию навыков чтения, письма и счета, коррекции имеющихся логопедических проблем. Многие дети (начиная с 2-3 летнего возраста) посещают развивающие центры, зачастую дублирующие программу детского сада, и «помогающие» родителям подготовить ребенка к успешному обучению в школе. Направленность такой подготовки, как правило, способствует в большей степени интеллектуальному развитию детей. Интенсивность занятий в старшем дошкольном возрасте за счёт дополнительного образования только возрастает. Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются. Проблеме социализации дошкольников внимание не уделяется.
Не менее серьезной остается проблема завышенных требований к ребёнку со стороны родителей и учителей, к его готовности к школьному обучению. При поступлении в школу некоторые учителя требуют, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и имел широкий кругозор. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям завышенного уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей и возможностей.
Эти и другие факторы (такие, как нестабильная экономическая ситуация в стране, постоянные изменения в системе образования) никак не способствуют созданию позитивной, доброжелательной атмосферы ожидания обучения у будущих первоклассников и их родителей, осложняют процесс адаптации первоклассника к новым условиям. Нередко бывает так, что окружающие взрослые вместо того, чтобы помочь ребенку полноценно подготовиться к школе, дать положительный настрой, вольно или невольно запугивают будущими возможными неудачами, приводя отрицательные примеры из практики, при этом не давая вариантов выхода из возможных сложных ситуаций.
На наш взгляд, работа педагога-психолога по обеспечению успешной адаптации ребенка к школьной жизни должна начинаться в дошкольном возрасте и предполагать не только раннюю диагностику и коррекционно-развивающую работу с самим ребенком, но и просветительскую работу с остальными участниками образовательных отношений – родителями и педагогами.
Профилактика школьной дезадаптации, помощь детям в принятии новой социальной роли на протяжении многих лет является одним из ведущих направлений в работе педагогов (воспитателей и специалистов) нашего детского сада. В результате естественного отбора в арсенале педагогического коллектива остаются наиболее результативные и продуктивные формы работы с семьей для решения данной проблемы.
Работа педагога-психолога в данном направлении состоит из четырех самостоятельных модулей, направленных на взаимодействие с участниками образовательных отношений - детьми старшего дошкольного возраста, их родителями, педагогами ДОУ и педагогами СОШ.
• Работа с детьми старшего дошкольного возраста :
- ННОД по социализации детей старших групп (5-6 лет) способствует формированию у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими, помогает детям правильно реагировать на имеющиеся отрицательные эмоции, обогащает репертуар социальных навыков;
- ННОД по социализации детей подготовительных к школе групп (6-7 лет) способствует формированию положительного эмоционального отношения к школе, становлению внутренней позиции школьника и развитию мотивационной готовности к обучению в школе.
• Работа с педагогами
Просвещение (консультирование по теме «Готовность ребенка к обучению в школе», обсуждение проблем каждого ребенка в отдельности) педагогов ДОУ способствует повышению уровня психологической компетентности педагогов в вопросах предшкольной подготовки и влияет на качество предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ.
• Преемственность детского сада и школы
Преемственность в работе детского сада и школы, осуществление непрерывности в воспитании и образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста является непременным условием успешной адаптации ребенка при переходе из детского сада в начальную школу :
- «Круглые столы» по обмену информацией о детях и их семьях;
- Дни открытых дверей в ДОУ для учителей начальных классов с целью установления доверительных и партнерских отношений между педагогами, предоставления возможности учителям познакомиться со своими будущими учениками;
- Участие учителей в мероприятиях ДОУ (деловые игры - «Большие буквы для маленьких детей», «Моя веселая семейка»)
- Участие детей и педагога-психолога в совместных мероприятиях школы (экскурсии в школу, совместная деятельность - «Печем куличики»). Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.
• Работа с родителями
Психологическое сопровождение родителей будущих первоклассников направлено на успешную социализацию будущих школьников через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе :
- Выступление на родительском собрании «Психологическая готовность к школе», «Кризис семи лет» повышает компетентность родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе;
- Тематическая информация на сайте ДОУ, в группе и на стендах в ДОУ («Мотивационная готовность к обучению в школе», «Ребенок идет в школу. Как помочь сохранить здоровье и радость», «Интеллектуальная и речевая готовность к школе», «Возможные трудности семьи в период адаптации к школе») позволяет расширить представление родителей о важных аспектах готовности ребенка к школе, о факторах, влияющих на успешность обучения;
- Участие родителей в проведении диагностики детей педагогом-психологом по подготовке детей к школе. Консультирование родителей по выбору программы обучения в школе, по рекомендации выбора занятий по интересам детей (секций, кружков). Анкетирование родителей по подготовке детей к школе.
Вышеперечисленные формы работы педагога-психолога с семьями способствуют расширению представлений родителей о важных аспектах готовности детей к школе, факторах, влияющих на успешность обучения. Но наиболее эффективными и результативными в этом вопросе формами работы с родителями являются активные формы работы, в том числе совместные детско-родительские игры. В нашем детском саду мы используем совместные детско-родительские игры, разработанные на основе популярных телепередач «Большие буквы» и «Мой ребёнок». Эти игры позволяют решить сразу несколько задач в области формирования успешной социализации детей в школе :
1. Содействовать обогащению представлений родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.
2. Способствовать формированию умений анализировать готовность собственного ребенка к обучению в школе, видеть проблемы, прогнозировать возможные сложности; расширению знаний о способах их разрешения еще до поступления ребенка в школу.
3. Содействовать осмысленному выбору варианта подготовки к школе, образовательной программы школьного обучения и выстраиванию оптимальной стратегии взаимодействия с ребенком с учетом его потребностей и возможностей.
4. Научить родителей:
• решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе,
• оказывать им эмоциональную поддержку,
• демонстрировать безусловное принятие своих детей.
5. Снизить уровень тревоги родителей перед трудностями адаптации к школе и рефлексировать собственные переживания,
6. Глубже понять эмоциональное состояние своих детей, узнать их мысли и переживания, связанные с поступлением в школу.
Результатом многолетней работы по вопросам успешной социализации будущих школьников при взаимодействии с родителями явилось создание программ «Вместе интересней!» и «Моя весёлая семейка».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММ!
Итак, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» родители воспитанников ДОУ имеют право на знакомство с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также на помощь со стороны образовательного учреждения в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В том числе на помощь в подготовке детей к школьному обучению.
Работа с родителями, проводимая специалистами нашего учреждения для успешной школьной социализации будущих первоклассников, учитывает тот фактор, что семья, как первый и самый важный институт социализации человека, играет важнейшую роль в процессе подготовки ребенка к обучению в школе. И именно просветительской работе с родителями в деятельности педагога-психолога отводится особое место.