Лариса Леонидовна Часовитина
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.
Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу в последнее время называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают большие трудности в адаптационный период, который связан с привыканием к режиму, новыми системами требований, новыми социальными контактами, стилем общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).
К условиям организации инклюзивной образовательной среды мы относим преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений. Совместная деятельность специалистов детского сада и школы должна осуществляться на основе сотрудничества по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника; комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагог (научный руководитель, администрация, обучение детей (дефектолог, психолог, родители) и социализация детей (психолог, родители).
Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Следовательно, главной целью является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения. Это достижимо, если в ближайшие годы строить учебно-воспитательный процесс на основе всестороннего изучения личности школьника путем активизации деятельности социальной и психолого-педагогической службы в школе, научно обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребенка, создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума.
Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий: технология адаптации ребенка к новому образовательному уровню; технология сопровождения педагога; технология помощи ребенку в процессе обучения; технология взаимодействия с семьей; технология воспитания личности.
На уровне начального общего образования предусматривается больше уделять внимания сенсорному развитию ребенка, отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению физического и психического здоровья, продолжается работа с учетом индивидуальных особенностей детей и под контролем медико-психологической и социально-педагогической служб вводится вариативность обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:
• изучение личности учащегося;
• создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
• непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Исходя из этого, мы предлагаем разработанную нами модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения (см. рисунок 1).
Рисунок 1
Модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения
Субъекты системы сопровождения :
СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫЙ РЕБЁНОК
Целью работы по психологическому сопровождению является создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачами для достижения данной цели являются следующие действия:
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
• формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• повышение уровня психологической готовности : детей к обучению, познавательному развитию, общению и учителей к работе с новым контингентом детей;
• создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;
• установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;
• выработка единых и последовательных требований;
• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;
• формирование и сплочение классного коллектива.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:
1. Психологическая диагностика адаптационного периода.
2. Исследование мотивационной сферы: школьная мотивация.
3. Исследование эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.
4. Аналитическая работа.
5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения младшего школьного возраста при поступлении ребенка в школу начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Она направлена на выявление причин низких результатов.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1,2 классе.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Система работы педагогов с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста представлена по следующим направлениям:
1. Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
• изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
• формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
• разработка рекомендаций, программы психо-коррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
2. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей :
• разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
• выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
В основу модели психолого-педагогического сопровождения положены следующие принципы:
1. Гуманизации – предполагающего веру в возможности ребенка и его силы.
2. Системного подхода – основанного на понимании человека как целостной системы.
3. Комплексного подхода к сопровождению развития ребенка.
4. Целостность сопровождения ребенка в процессе жизнедеятельности, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Обозначенные принципы имеют следующее практическое выражение:
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка;
- составление и реализация программ сопровождения, участие специалистов в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям воспитанников;
- реабилитация психического и физического здоровья.
Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов:
В результате работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением зрения младшего школьного возраста предполагается сформировать психически здорового, личностно-развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Планируемыми результатами программы будут являться:
• создание банка данных учащихся образовательного учреждения, имеющих трудности в общении и эмоционально-волевой сферы;
• нормализация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей, имеющих страхи и эмоционально-волевые нарушения;
• выработка умения контролировать своё поведение в новой незнакомой обстановке;
• снижение психо-эмоционального напряжения;
• формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.
Эта практическая помощь в конечном итоге обеспечивает защиту личности учеников, психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие ребенку в решении проблемных ситуаций.