Татьяна Брыкина
Развитие связной речи с раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Существует два типа связной речи : диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).
Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чём – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.
Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.
Диалог по стилю в основном разговорная речь.
Публикация «Развитие связной речи с раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Разговорная речь, пишет Л. В. Щерба, «состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог – это в сущности цепь реплик». Монолог, как правило, речь книжного стиля.
Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат её в быту.
Монолог сообщает о фактах действительности, а факты действительности всегда находятся во временной или причинно – следственной связи (отношениях) друг с другом.
Пока ребёнок мал, он не владеет диалогической или монологической речью.
В первый год жизни ребёнок быстро растёт. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребёнка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять функцию «органа приспособления к окружающей среде». Подготовка идё т по таким этапам: от рождения до 2,5 – 3 месяцев, от 2,5 – 3 до 5 – 6 месяцев, от 5 – 6 до 9 – 10 месяцев, от 9 – 10 месяцев до 1 года.
Одновременно должна развиваться и речь ребёнка. На каждом из перечисленных этапах первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже, он осознаёт окружающий мир, войдёт в человеческое общество как его полноценный член.
Чтобы выработать у ребёнка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны:
1)говорить с ребёнком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать;
2)заниматься специально (1 – 2 минуты в день);
3)говорить во время игр, закрепляя уже полученные ребёнком
предречевые навыки.
Обучение ребёнка речи на первом году жизни ведётся преимущественно имитационным методом, осуществляемым приёмом опоры на реальные объекты. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие у детей предречевых навыков.
До года ребёнок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него ещё только формируется). Воспитатель обязан сформировать положительное эмоциональное отношение ребёнка к окружающим близким людям, поддерживать потребность в общении с окружающими, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова.
Звуки речи, слова, их грамматические формы ребёнок учится вычленять из связной речи взрослых, обращённой к нему.
На втором году жизни взрослые побуждают детей переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний, воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова нельзя, можно и правильно на них реагировать. В этот период ребёнок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух – трёх действий ( например: «подойди к полке», «возьми мишку», «принеси мне»); понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе («можно», «нельзя», «нужно», о взаимоотношениях с другими детьми («не мешай», «помоги», «подвинься», «отдай игрушку»).
Само собой разумеется, что взрослые к ребёнку всегда обращаются со связной речью. Воспринимая эту речь, ребёнок сам вычленяет из неё отдельные звуки, слова и грамматические формы, но отдельные компоненты речи (звуки, слова, грамматические формы) ещё не речь, понять их смысл не возможно.
Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребёнок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот почему с детьми нужно говорить постоянно, но говорить чётко, немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определённого предмета. Говорить надо медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, возьми лопатку, отойди от окна. Произносить слова нужно так, чтобы ребёнок и слышал слово, и видел, как его произносят, т. е. видел движение губ взрослого.
Особенный эффект дети в этот период получают в эмоциональном плане.
Развитию речи ребёнка способствует и показ картинок, на которых изображены знакомые предметы. Рассматривание картинок нужно всегда сопровождать вопросами: «Что это?», «Что делает?». То есть ребёнок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребёнка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
По мере того, как ребёнок растёт, обогащается его словарь, он способен овладеть диалогической и монологической речью.
Обучение речи в детском саду протекает в двух формах:
1)в свободном речевом общении,
2)на специальных занятиях.
Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащение словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях. Возвращаясь домой, он продолжает диалог со своими домашними.
Обучение детей диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы (разговора, т. е. обмена репликами между взрослым и ребёнком или между самими детьми.
В дошкольном учреждении беседа проводится именно для развития речи детей.
Но поскольку речь обязательно отражает, кодирует явления действительности, беседа в дошкольном учреждении, даёт знания. Содержание бесед определяется «Программой воспитания в детском саду». Беседы ведутся:
1)о самом ребёнке («Где у Вити носик? Покажи свой носик». – «Вот где у нас носик»);
2)о семье ( сначала: «Кого ты любишь? – «Папу!»; «Покажи, как ты любишь папу?» - «Вот как крепко»; несколько позже: «Кто твой папа? – «Мой папа работает на машине. Я буду как папа»;
3)о труде взрослых в детском саду (повара, дворника, нянечки и др.);
4)о предметах быта и труда (мебели, посуды, одежды и т. д.);
5)о природе в разные времена года (неживой и живой – растениях, животных, диких и домашних);
6)об общественной жизни (о знаменитых людях и т. д.).
Беседу воспитателя с детьми, возникающую в свободном речевом общении, назовём неподготовленной беседой, чтобы отличить от неё беседу как специальное занятие, к которой детей заранее готовят, и, следовательно, являющуюся подготовленной беседой.
Неподготовленная беседа, например, во время умывания, за завтраком, при сборах на прогулку, на прогулке, во время игры или труда и т. д., неподготовленной в собственном смысле этого слова является только для детей (они не знают о чём с ними будут говорить, к чему привлекут их внимание); воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения с детьми.
Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации:
1)приёмами подготовленной беседы (разговора,
2)приёмами театрализации (имитации и пересказа).
Подготовленная беседа имеет задачи: во – первых, прямую – научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивая его речь, сдерживать себя, ожидая, когда прилично вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника; во – вторых, задачу сопутствующую – отрабатывать навыки произносительные и грамматические; уточнять смысл известных детям слов.
Подготовленной беседа называется потому, что перед занятием (за несколько дней до занятия) воспитатель ставит детей в такие ситуации, когда их внимание оказывается привлечённым к тем явлениям из окружающего мира, которые будут темой предстоящей беседы.
Лучшим приёмом подготовки является предварительное проведение свободной, неподготовленной беседы на ту же или близкую тему. Воспитатель в процессе беседы может:
1)подсказывать некоторые плохо усвоенные детьми синтаксические конструкции сложных предложений или предложений с однородными членами;
2)подсказывать интонацию смысловых отрывков предложения, которую дети ещё не усвоили (например, интонацию предупреждения – двоеточия и перечислительную интонацию) и т. д.
Организовывать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребёнок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подаёт реплик, то такой ребёнок не упражняется в «разговаривании», и его участие в беседе – только видимость. Поэтому беседу нужно проводить с ограниченным числом детей – 4 – 8 человек.
Приёмы театрализации, художественных произведений – сказок, рассказов, стихотворений – это разнообразные приёмы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Для пересказа в лицах лучше использовать произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ им даёт возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации общения, перечисления; речь детей ставится и более богатой в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.
В практике пользуются следующими приё мами театрализации:
1)инсценировка – игра;
2)театрализованное представление (выступление);
3)кукольный театр.
В инсценировке – игре, в театрализованном выступлении, в кукольном театре дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители.
Кукольный театр – это различные виды сюжетной «режиссёрской» игры. Для занятий используются различные формы кукольного театра:
1)театр игрушек;
2)театр петрушек, «пальчиковый театр»;
3)теневой театр;
4)настольный, плоскостной театр;
5)фланелеграф.
Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С четырёх же лет детям доступны такие типы монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно – два предложения) рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка, сосредоточившего внимание на каком – то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти является средством её развития. Взрослые помогают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивая темы для монологов и выслушивая его.
Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.
Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя:
1)научиться слушать детей.
2)научиться помогать им, пересказывать, рассказывать, сочинять.
Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах, отличается прежде всего, сложностью содержания и размером текса (то и другое определяется «Программой воспитания в детском саду»).
Во всех возрастных группах основным приёмом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приёмы – опора на реальные предметы, опора на картинки.
Текстами для пересказывания могут быть:
1)сообщения бытового характера, которые воспитатель передаёт детям в процессе свободного каждодневного общения с ними и которые дети пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;
2)произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.
Помощь детям в пересказывании художественных
произведений осуществляется словесными приёмами, главным образом всевозможными вопросами.
Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:
1)вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы,
2)подсказывающий вопрос,
3)наводящий вопрос,
4)прямой вопрос,
5)цепь прямых вопросов (план,
6)вопросы поисковые,
7)вопросы – указания.
Пересказыванию, безусловно, должно предшествовать чтение детям данного текста.
На занятиях с детьми второго года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесённой самим воспитателем). Воспитателю часто приходится самому отвечать на свой вопрос и добиваться, чтобы ребёнок повторил этот ответ. От речевого развития ребёнка зависит, сколько раз надо прочесть ему художественное произведение, чтобы он смог договаривать концы фраз.
Помогая пересказывать детям третьего года жизни, воспитатель пользуется подсказывающими вопросами.
При пересказе произведений повествовательного и описательного типа дети четвёртого года жизни получают от воспитателя помощь словесными приёмами (вопросами).
Детям пятого года жизни воспитатель помогает пересказывать тоже прямыми вопросами, но предлагает одновременно серию (цепь) вопросов, развивающих тему, т. е. составляет простой план пересказа. Сначала план может состоять всего из 2 – 3 вопросов. В дальнейшем, по мере того как дети усвоят необходимость излагать события во временной последовательности (повествовательные тексты, научатся пересказывать описательные тексты, план изложения должен усложняться.
Детей пятого года жизни начинают постепенно приучать к вопросам поисковым, т. е. вопросам, помогающим рассуждать. Обычно эти вопросы включают вопросительные слова: почему? Зачем? Для чего? как? Каким образом? Вопреки чему?
Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображённом на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы.
В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях:
а)произошедших только что,
б)произошедших значительно раньше;
2)рассказ о предметах (вещах, растениях, животных) :
а)наблюдаемых в данный момент,
б)по памяти;
3) рассказ по картинке:
а)статичной,
б)подвижной – серии, развивающей сюжет;
4)рассказ по мультфильму.
К рассказу детей готовят так же, как к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды – фонетические, а также упражнения в собеседовании.
Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) – развитие монологической речи детей.
Обучение рассказыванию воспитатель ведёт с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребёнка.
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. развёрнутым дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих).
Рассказывать по картинке дети учатся в процессе рассматривания ими соответствующих картин: статичных или подвижных.
Статичные картины – это дидактический материал для описаний: рассказ о предметах или действиях, изображённых на них, ведётся в одном временном плане.
Подвижные картины – дидактический материал для повествований: рассказ о предметах или действиях, изображённых на них, представляет собой воспроизведение последовательно сменяющих друг друга ситуаций.
Одним из видов монологической речи, как уже было сказано, являются устные сочинения детей по воображению. Малыши – фантазёры с удовольствием придумывают начало или конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображённым на картинке, или что могло бы следовать за изображёнными событиями; составляют контаминации на темы знакомых сказок или рассказов с изменением героя (рассказ от первого лица, с изменением времени года и т. д. ; сами сочиняют сказки и рассказы.
Следовательно, детское сочинение можно классифицировать так:
1)творческое сочинение по картинке,
2)контаминации на темы художественных произведений,
3) свободное сочинение:
а)сказок, б)рассказов.
Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной группах.
Контаминация на темы художественных произведений. Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, рассказывая, «поправляют» авторов, творчески переосмысливая приключения, по – своему меняя поведение героя в определённых ситуациях.
Методика обучения сочинению – контаминации проста: ребёнку предлагают пересказать определённый эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто всё это произошло с ним.
Свободное сочинение или инициативная речь, которая служит показателем речевого развития ребёнка заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода сочинять сказку или «то, что может быть». Этому не учат специально, но способность к свободному (самостоятельному) сочинению подготавливается всей системой развития речи ребёнка в детском саду и в домашних условиях.
Неспособность детей младших возрастов к свободному сочинению нельзя считать отступлением от нормы, это вполне естественно и объясняется недостаточным ещё для сочинительства развитием их речи и мышления. Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения на пересказ.
Таким образом, организация различных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.