Получи документы

Организация безопасной домашней среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Севостьянова Наталья Васильевна
Организация безопасной домашней среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естественнее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся сейфами, камерами наблюдения … и все равно наши дети находят неприятности - режутся, обжигаются, ударяются и т. п. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития. Прошу обратить внимание на всю фразу «безопасное пространство для развития», потому что просто безопасное пространство - это «мягкая комната». Многие сейчас скажут: «Что вы! Какая «мягкая комната»? У нас не так!» Но, к сожалению, у многих так, особенно у бабушек. И если это не обитая матрацами каморка без окон, то это - вечное «нельзя», «не лезь», «не трогай». Ребенок привыкает к «мягкому» миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком - ждите беды.

Публикация «Организация безопасной домашней среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии» размещена в разделах

Понятие «безопасное пространство», пожалуй, можно разделить на две категории - базовую безопасность и безопасное развитие.

Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю ответственность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответственность, а это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон - я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т. д.

Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:

• отсутствие возможности у ребенка самостоятельно покинуть квартиру или дом;

• закрытые окна (использование специальной фурнитуры);

• неподвижно закрепленные тяжелые опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум и т. п.);

• недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки);

• возможность безопасного передвижения по всей квартире;

безопасные домашние животные;

• недоступность химии и лекарственных препаратов;

• правила для ребенка.

Базовая безопасность с точки зрения ребенка - это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово «нельзя»? А как быстро он на него реагирует?

«Нельзя» - это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого «нельзя» бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности «нельзя» относится с большим трудом, и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. «Нельзя» еще сложно тем, что приходится долго объяснять, почему «нельзя», о чем «нельзя» и насколько сильно «нельзя».

С точки зрения базовой безопасности два слова являются главными, необходимыми - это «стоп» и «опасно». Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. «Вася, тебе нельзя конфету!» - это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже № 110. «Стоп» - это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качели, когда впереди разбитая бутылка - реальная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете - вот колодец, машины несутся, стекло острое валяется - это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать - кричите «стоп». Связка «стоп-опасно» быстро разрывается. Вася готовится взять конфету, а вы говорите «опасно», когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где…Слово «опасно» изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:

• не трогай - плита горячая - это опасно;

• обходи стороной - стекло острое, им можно порезаться - это опасно;

• на подоконнике не играют - можно упасть - это опасно.

Таким образом, опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе.

Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:

• переходим дорогу за руку по пешеходному переходу, светофору;

• гуляем, бегаем, играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов - зависит от мамы и возраста ребенка);

• общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей;

• берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей;

• определяем перечень игр и игрушек, в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные «проблемные» игры);

• и т. д.

Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.

И здесь мы начинаем говорить о безопасной развивающей среде. Многие считают, что безопасная развивающая среда - это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей бы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке, а когда сами делаете что-то, причем много раз - сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете, потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос.

Таким образом, безопасная развивающая среда - это когда вы все делаете вместе с ребенком: убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т. е. все опасное - острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем.

Ребенку, конечно, мы в руки ничего из того, что может его поранить, не даем. Однако мы берем его с собой на кухню, и вообще везде, где он с любопытством наблюдает за процессом уборки, приготовления еды и прочими хозяйственными делами. Вы закрываете розетки, убираете из зоны досягаемости все, что можно на себя уронить и далее по списку. Но, например, горячие батареи вы одеялами не завешиваете, а даете возможность потрогать. Т. е. вы за ребенком следите и, если он повадился вставать у батареи, не отгоняете его, а даете дотронуться - это горячо. Если у вас очень горячие батареи - ребенку будет достаточно одного раза, чтобы занести их в список «опасного». Если батареи еле теплые - за них можно держаться. Так же даем потрогать свою кружку с горячим чаем (не кипяток, конечно, но не даем трогать утюг или плиту. Все в рамках разумного. Даем попробовать горчицу, мартини оставляем себе. Кстати, если вы не можете правдиво объяснить ребенку почему «нельзя» - не употребляйте его при ребенке. «То, что у меня в фужере - только для взрослых», «конфеты – тетины, дядины, для взрослых» - это очень плохие отговорки. По сути, они не учат ребенка ничему. Дали попробовать перца Чили - сразу понял, почему это для взрослых. Алкоголь пробовать не давайте, это наказуемо. И, к сожалению, многим детям нравится.

Вы – родители активно передаете детям навыки базовой личной безопасности, навыки самообслуживания и далее по желанию - творчество, спорт, что угодно, что вы сами с удовольствием делаете.

Как это выглядит? На личном примере. Повторюсь, мы можем учить детей только своим примером. «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» - как раз из этой области.

Итак, что мы делаем с ребятишками?

1. Учимся безопасно закрывать и открывать двери в комнатах (чтобы не прищемить пальцы).

2. Учимся мыть лицо и ручки, овощи и фрукты, пользоваться краном, регулировать температуру воды.

3. Учимся самостоятельно выбирать маршрут движения на улице (обходить лужу; не наступать туда, где сложно оценить глубину, чтобы не провалиться; не ходим под сосульками; учимся правильно падать, если подскальзываемся; обходим качели; обходим опасные предметы на дороге; не приближаемся к проезжей части; отбегаем строго к обочине, если видим машину и т. д.).

4. Учимся взаимодействовать с животными.

5. Учимся одеваться, застегивать пуговицы и молнии, обуваться.

6. Учимся пользоваться «взрослой» посудой, аккуратно обращаться со стеклянной и керамической посудой.

7. Учим справляться с неожиданными ситуациями, озвучивать свои чувства и страхи, оказывать себе минимальную первую помощь (научите детей растирать - массажировать себе место удара, например, вместо того чтобы дуть или целовать).

Мы развиваем ребенка через творчество - лепка, глина, рисование (общение с разными видами красок, карандашей, мелков, кинетический песок, тесто, вырезалочки (общение с ножницами и клеем, физически. В идеале - спорт с родителями – «мягкая школа». Вы можете посмотреть эти занятия в интернете и делать с ребенком дома. Мы встаем на самокат, ролики, коньки, садимся на велосипед. Мы ходим всей семьей на длительные пешие прогулки, мы активно познаем спортивные комплексы и площадки в меру своих возможностей.

Все без фанатизма, все в меру сил и на личном примере.

Позднее мы начинаем постепенно «отпускать» детей. Расширяется круг их прав и обязанностей. В руках мальчиков появляются отвертки, в руках девочек ножи и овощечистки. Во многих детях просыпается активный интерес к деятельности взрослых. Они начинают с нами готовить, мыть полы, разбираться с аккумуляторами и батарейками. А мы начинаем постепенно передавать им дела. К определенному возрасту (у каждого индивидуально) ребенок чисто теоретически должен быть готов провести несколько часов дома один, а значит должен уметь:

• накормить себя (разогреть еду в микроволновке, что-то отрезать, вскипятить чайник, убрать за собой посуду);

• открыть-закрыть двери и не потерять ключи;

• включить фонарик (на случай отключения электричества);

• и т. д.

Т. е. как бы страшно нам ни было, мы начинаем давать детям в руки ножи, иголки, спицы, учить их пользоваться плитой и чайником и они начинают жить, можно сказать, своей жизнью.

Здесь важно помнить о двух моментах:

1. Разрешите детям ошибаться. Это опыт. И если вы поддерживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу.

2. Последнее и самое главное - никто не застрахован от случайностей. Если ребенок порезал палец - не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.

Будьте рядом со своим ребенком, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

Публикации по теме:

«Праздник снега». Сценарий праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Праздник снега» Сценарий праздника для детей. Цель праздника: • Вызвать эмоциональный отклик у детей, доставить радость, развитие интереса.

Групповое логопедическое занятие с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи в 4 классе по теме «Предлоги в, на, под» Мной представлен конспект группового логопедического занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями речи, с. Дауна. Занятие проводилось.

Из опыта работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в группе «Милосердие» Все дети нуждаются в любви и заботе и особенно те, чье развитие ограниченно в силу разных причин. Работа с детьми с ограниченными возможностями.

Конспект занятия по приготовлению пирожных из бисквитных коржей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Занятие по приготовлению пирожных из бисквитных коржей. С детьми с ТМНР (Тяжелыми и множественными нарушениями развития). Воспитатель:.

Организация безопасной предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития.

Организация индивидуальных логопедических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию.

Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии К детям с комплексными нарушениями относятся те, кто имеет сочетание нескольких выраженных первичных психофизических нарушений, определяющих.

Особенности работы «Школы приёмных родителей» в детских домах-интернатах для детей с тяжелыми множественными нарушениями На базе Красно-Дубравского детского дома-интерната работает школа приемных родителей и подобран штат высококвалифицированных специалистов.

Презентация «Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Данная презентация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей. В последние годы появилась одна сложнейшая.

Взаимодействие взрослых с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Проблема взаимодействия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии не новая, но очень актуальная на сегодняшний день. В нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация безопасной домашней среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
Опубликовано: 8 января 2019 в 12:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация безопасной домашней среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Севостьянова Наталья Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД