Марина Зверева
Организация безбарьерной среды для детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Включение ребенка с нарушенным слухом в образовательную организацию будет эффективным при наличии следующих условий:
1. нормативно-правовая база, регулирующая инклюзивное образование;
2. материально-технические, кадровые и методические ресурсы;
3. социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса;
4. учет особенностей детей с нарушением слуха;
5. непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе.
Публикация «Организация безбарьерной среды для детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
1. Нормативно-правовая база, регулирующая инклюзивное образование, представлена документами нескольких уровней:
- Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон от 02.07.2013 года № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами»
- Методические рекомендации по вопросам образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ Минобрнауки от 20.02.2017. N 07-818
- Письмо Минобрнауки РФ от 27.05.2016. № ВК – 1074/07 «О деятельности ПМПК»
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК – 270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»
- Устав МБДОУ.
- Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме
- Паспорт доступности МБДОУ
2. К материально-техническим ресурсам в первую очередь относится архитектурная среда организации (акустическая подготовка групповых помещений и кабинетов для коррекционно-развивающих занятий; организация информационного пространства (наличие большого объёма наглядности);).
Нормализация акустики помещения, в котором будет находиться ребенок со слуховым аппаратом/кохлеарным имплантом – важная составляющая в создании безбарьерной среды учреждения. В большинстве групповых комнат присутствует эффект реверберации (эхо, что значительно снижает возможность слухозрительного восприятия речи ребёнка. Оборудование группы, кабинета жалюзи, шторами из плотногозвукопоглощающего материала, ковровым покрытием поможет решению данной проблемы. Во время занятий следует исключать шумы. Заниматься необходимо в помещении с низким уровнем реверберации.
Важным моментом, связанным с особенностями слуховой функции и использованием для слушания СА и КИ, в организации учебного пространства является выбор места для ребенка с нарушенным слухом во время непосредственно организованной деятельности и игр. Для посадки ребёнка рекомендуется первый стол, если столы стоят рядами с организацией достаточного пространства, чтобы ребёнок с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь других детей. Иногда целесообразно расположить ребенка так (справа/слева от взрослого, чтобы его лучше слышащее ухо было максимально приближено к педагогу, не далее 1 метра. В случае, если столы расположены буквой П, педагог должен находиться напротивребёнка или со стороны КИ.
Главным материально-техническим ресурсом при создании специальных образовательных условий для детей с нарушенным слухом является наличие исправного слухового аппарата/кохлеарногоимпланта, которым активно пользуется ребенок. При необходимости возможно использование FM-системы (педагог-ребенок) для улучшения разборчивости речи. В этом случае ребёнок хорошо слышит, что говорит взрослый, на каком расстоянии от него он не находился бы.
При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для детей с нарушенным слухом является понимание речи и, как следствие получение информации, следовательно, в первую очередь необходимо создавать, доступное для детей пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через визуализированные источники. В частности, для успешного усвоения материала занятий рекомендуется оснащение группы, мультимедийной аппаратурой, наборами игрушек, предметных и сюжетных картинок, серий картин для рассказывания сказок и других литературных произведений, картинок для фланелеграфа и магнитной доски, презентации с изображениями по разным лексическим темам, фильмами, компьютерными играми и т. д. В связи с тем, что дети с нарушением слуха с двух лет осваивают письменную речь, желательно иметь материалы необходимые для письма и чтения. Это могут быть разнообразные азбуки, магнитные доски, фломастеры к ним, игры с использованием письменной речи и т. д. Часто ребёнок 4-6 лет уже умеет читать, а грамматический строй ещё не сформирован. В этом случае написание и прочтение поможет быстрее запомнить и усвоить определённую грамматическую форму слова.
Кадровые ресурсы являются одним из важнейших условий при организации обучения и воспитания глухого ребёнка в группе вместе со слышащими детьми.
В идеале рекомендуют предусмотреть в штатном расписании должность координатора по инклюзии,тьютора (предпочтительно со специальным в области сурдопедагогики образованием. На практике в работе с детьми участвуют воспитатели, дефектолог (сурдопедагог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. При реабилитации детей с нарушением слуха особо важна совместная работа сурдопедагога и логопеда. Если ребёнок посещает не специализированную для детей с нарушением слуха, а логопедическую группу или логопункт, то дополнительно к занятиям логопеда он имеет возможность и должен получать помощьучителя-дефектолога (сурдопедагога) в Консультативном центре по адресу Морской проспект, д. 34.
Необходимо подчеркнуть важные особенности в работе логопеда с детьми, имеющими нарушение слуха.
1. Логопед должен иметь опыт работы с детьми с тяжёлыми расстройствами речи. (сенсо-моторная алалия, дизартрия, ринолалия и др.)
2. Важна работа логопеда с просодическими характеристиками речи.
3. Важно, осознание специалиста, что ребёнок имеет не только проблемы в развитии произносительных навыков, но и общее недоразвитие речи(1 уровень в младшем возрасте, 2- 3 уровень в лучшем случае в старшем).При этом недоразвитие речи на экспрессивном уровне обусловлено прежде всего недоразвитием пассивного словаря и грамматических представлений. Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по формированию языковой системы у ребёнка- накоплению пассивного и активного словаря, формированию грамматических представлений, развитию связной речи.
4. Логопед дополняет работу сурдопедагога, но как правило не может его заменить. В идеале хорошо, когда сурдопедагог владеет логопедическими методиками работы, а логопед методиками развития слухового и слухоречевого восприятия. При этом они должны работать согласованно.
Повысит уровень кадрового обеспечения образовательного учреждения наличие таких специалистов, как специальный психолог, социальный педагог.
Кроме того, на данном временном этапе на основе договора с ресурсным центром помощи детям с нарушением слуха возможно организовать участие в организации учебного и коррекционно-развивающего процесса неслышащего/плохослышащего ребенка специалистов центра.
Ещё одним условием организации учебного процесса является обучение педагогов. Необходимо, чтобы педагоги, проучились на курсах по теме: «Организация учебного и коррекционно-развивающего процесса детей с нарушением слуха».
Методические ресурсы на которые можно опереться при организации работы с детьми, имеющими нарушение слуха:
• Программа «Общение» воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией Э. И. Леонгард;
• Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015);
• Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха;
• Приложение к индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА;
• Методика по развитию слухового восприятия и обучению произношения Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко;
• Система Э. И. Леонгард «Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у глухих и слабослышащих детей»;
• Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир». Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
Развитие слуха и понимания речи у малыша с КИ происходит так же, как у нормальнослышащего ребенка, но определенные условия облуегчают ему восприятие речи окружающих людей и обучение речи.
При абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха важно иметь в виду особенности их слухового восприятия и развития речи.
Особенности восприятия звуков и речи определяются четырьмя основными причинами:
• искажением звуков и речи, передаваемых в слуховую систему;
• частичным повреждением волокон слухового нерва и слуховых центров мозга у многих пациентов. Это проявляется в проблемах слуховой памяти, внимания, скорости обработки речи, наиболее харктерных для ранооглохших пациентов в первые годы использования СА, КИ;
• несформированностью слуховых центров мозга, процессов анализа звуков и языковой системы у ранооглохших пациентов;
• монауральным восприятием, т. к. кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, а взаимодействие двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве, восприятия речи в шумах и в помещениях с реверберацией.
Это определяет следующие особенности восприятия звуков и речи:
1. Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, искажены, поэтому даже дети имеющие развёрнутую речь и начавшие носить СА или КИ сначала не узнают знакомые слова и должны учиться их слышать заново. Требуется время и специальные занятия, чтобы дети научились это делать.
2. Из-за того что звуки и речь, передаваемые СА, КИ, искажены, дети и после обучения слышат не так четко, как нормальнослышащие. Это приводит к тому, что даже после длительного обучения они медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения, они плохо понимают речь в шумных условиях и при полилоге, когда в разговоре участвуют несколько человек.
3. Даже при оптимальной настройке процессора КИ, пороги слуха ребенка составляют 25 - 40 дБ и соответствуют 1 степени тугоухости, что затрудняет восприятие наиболее тихих частей речи - окончаний, предлогов, приставок, тихих согласных - при общении тихим голосом и на расстоянии.
4. Пациенты с КИ плохо воспринимают речь, если говорящий находится сзади или с противоположной стороны от слухопротезированного уха.
5. Пациенты с КИ плохо локализуют звук в пространстве. Они не могут этого сделать, если звуки короткие, они не могут определить, идет звук спереди или сзади, если не видят источник звука.
6. После включения процессора КИ при правильной слухоречевой работе у детей в течение 6 - 18 мес. развивается умение слышать разные звуки и речь, и по состоянию слуха они приближаются к детям с 1 степенью тугоухости. При этом уровень понимания речи и собственной речи у них такие, как у глухого ребенка. В этот период у детей проявляются сильные нарушения слухового внимания и памяти вследствие того, что слуховые центры мозга до имплантации не получали информацию и не развивались. Чем в более позднем возрасте слухопротезирован ребенок, тем более это выражено. После слухопротезированияребенок с КИ напоминает ребенка с сенсорной алалией, который все слышит, может повторить слово, но не понимает его значения. Проблемы памяти и внимания обычно сохраняются у детей с КИ в течение 2 - 3 лет. Если у ребенка есть сопутствующие расстройства нервной системы (например, общее нарушение внимания в синдроме минимальной мозговой дисфункции) и поражение слуховых центров мозга, то эти нарушения сохраняются дольше.
7. У ранооглохших детей не сформировано внимание к окружающим звукам и речи, поэтому они плохо воспринимают речь, если она не обращена к ним (при общении нескольких людей, при обращении к детям при групповых занятиях) и если к ней не привлечено внимание ребенка.
8. Окружающие шумы и реверберация мешают ребенку узнавать и запоминать речевые сигналы и звуки окружающей среды.
9. С помощью СА, КИ дети воспринимают музыку. Особенно хорошо они воспринимают ее ритм. Музыкальные произведения с выраженной мелодией, воспринимается хуже.
Рекомендации по созданию слухоречевой среды.
10. Для полноценного понимания речи говорящего дети с нарушением слуха должны видеть его лицо, губы и слушать с помощью СА, КИ. При проведении работы необходимо учитывать эту особенность детей.
11. Созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в разных ситуациях общения (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей). у ребенка появляется положительный опыт в развитии навыков слушать и общаться.
12. В процесс абилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребёнке: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, и др.
13. Формирование слухового восприятия и речи происходит путём целенаправленного обучения и посредством спонтанного научения в течении всего дня в различных видах деятельности.