Марина Зверева
Организация работы по воспитанию и обучению детей c ФФНР и с нарушением слуха в смешанной группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Конечной целью специального образования детей с психическими и физическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам. (Из документов конференции «Актуальные проблемы интегрированного обучения» 2001 года)
Для слабослышащих и глухих детей это возможно лишь при условии освоения детьми речи, умения вступать в речевой контакт и полноценно общаться со слышащими людьми. Обучение слабослышащих и глухих детей этим навыкам осуществляется в наше время в группах компенсирующей направленности и общеразвивающих группах. В городе Северодвинске такая категория детей воспитывается в МДОУ комбинированного вида, где осуществляются комбинированная, временная и полная интеграции.
Публикация «Организация работы по воспитанию и обучению детей c ФФНР и с нарушением слуха в смешанной группе (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
Самыми благоприятными условиями для развития речевой деятельности, но одновременно и самыми сложными в организации являются условия, где вместе обучаются, воспитываются слышащие и не слышащие дети. В этих группах есть возможность создать специальные условия для полноценной социальной и образовательной интеграции детей.
В ДОУ была сформирована группа для детей с патологией слуха и детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством учителя-дефектолога. Опираясь на имеющийся опыт работы, анализируя публикации по вопросам интеграции, выделили ряд условий организации совместного воспитания слышащих и слабослышащих детей :
- обязательность непосредственных контактов между слышащими детьми и детьми со слуховой депривацией в результате какой-либо деятельности;
- воспитание в группе должно включать совместную учебную и самостоятельную деятельность (игры, прогулки, режимные моменты);
- взаимодействие детей должно организовываться на основе различной практической деятельности, включать в себя неформальную ситуацию общения;
-осуществление совместной деятельности, как партнёрского диалога, исключающего неравенство позиций;
- педагогический процесс должен осуществляться при активном участии родителей.
Диагностика показала, что дети с патологией слуха менее самостоятельные, не умеют играть, вступают в контакт со слышащими детьми только при помощи взрослых. У детей с нарушением речи значительно снижено фонематическое восприятие, недостаточный уровень развития связной речи, сюжетно-ролевой игры, неумение выполнять одно общее дело.
Результаты обследования выявили единство задач коррекционно-развивающей работы, одна из которых состоит в создании единого коллектива.
Организуя педагогический процесс, часть занятий проводили фронтально и часть по подгруппам. Это позволило детям с патологией слуха быть более активными в ходе фронтальной работы.
Воспитательно-образовательная и коррекционно-развивающая работа строится на основе «Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста «Общение» Э. И. Леонгард и «Программы обучения и воспитания детей фонетико-фонематическим нарушением речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Для получения более эффективных результатов коррекционной работы были найдены точки соприкосновения данных программ. Например, из программы «Общение» для всех детей группы использовали такие виды и приёмы работы, как:
- фонетическая ритмика (работа над голосом, дыханием, произношением);
- письменная речь (на занятиях, в играх и общении);
- занятие по скрытой картинке.
Слышащие дошкольники проявили большой интерес к чтению. К концу первого года обучения все дети овладели слоговым чтением.
Для занятий со слабослышащими детьми использовали элементы «Программы обучения и воспитания детей фонетико-фонематическим недоразвитием», что дало возможность проводить общие для всей группы игры со звуками и словами. Были предложены более глубокие знания об окружающем, что не предусмотрено программой для слабослышащих. Эти виды работ благоприятно сказались на слуховом восприятии, способствовали расширению пассивного и активного словаря.
Организация совместных игр, стимулирование контактов детей друг с другом, использование работы в парах, в малой группе, создание коллективных работ способствовали сплочению коллектива детей и общению между собой. Особенно результативна для формирования коммуникативных навыков оказалась практическая деятельность.
Результаты обследования речевого развития детей с нарушенным слухом по итогам второго года обучения показали, что у них сформирована фразовая речь, могут рассказать о случившемся, об увиденном, поделиться впечатлениями друг с другом. Они много читают и понимают сюжеты рассказов и сказок, могут пересказать, нарисовать серии рисунков, инсценировать прочитанное. Слабослышащие дошкольники свободно общаются с детьми, сотрудниками детского сада, родителями других детей.
В результате обучения удалось создать единый коллектив, где слабослышащие дети являются равноправными членами. Они участвуют во всех мероприятиях группы и сада : спортивных соревнованиях, праздниках, подвижных и речевых играх, драматизациях сказок, в выставках. Сплочение коллектива детей было не простым делом.
Нам приходилось организовывать совместные игры, руководить ими, стимулировать контакты детей друг с другом, подталкивать ребят к общению между собой. Постоянно использовались нами на занятиях и в свободной деятельности работа в паре, в малой группе, создание коллективных работ. (Особый акцент на этой деятельности делается в программе «Общение»).
Особенно результативна для формирования коммуникативных навыков оказалась практическая деятельность. Мы старались организовать деятельность детей так, чтобы им необходимо было взаимодействовать друг с другом. Это было создание драматических постановок, изготовление подарков любимым воспитателям, друзьям, составление макетов, организация подвижных игр и т. д.
К концу совместного обучения мы увидели - слышащие дети бережно, с вниманием относятся к детям с нарушением слуха. В нужной ситуации всегда стараются им помочь. С другой стороны относятся к ним, как к равным. Выиграл в соревновании – герой, набедокурил – отвечай за свой поступок. Всё, как в обычной жизни.
Родители дошкольников с пониманием отнеслись к организации такой группы, стали активными помощниками детей и педагогов, проявляют интерес к успехам не только своего ребенка, но и остальных воспитанников.
Мы считаем наш опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих детей положительным. Полученные результаты стали возможными, благодаря тесному сотрудничеству специалистов детского сада и родителей всех детей группы.