Галина Кущенко
Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края
▼ Скачать + Заказать документы
Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края (система деятельности старшего воспитателя)
Кущенко Г. Н., старший воспитатель МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка»,
п. Матвеев Курган Ростовской области.
Публикация «Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре родного края. Мы убеждены, что в содержании образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине.
Поэтому в нашем детском саду, на протяжении последних 10 лет, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель - воспитание патриотических качеств и нравственных ценностей дошкольников в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям и природных особенностей Донского края.
Патриотическое воспитание в нашем дошкольном образовательном учреждении основывается на использовании содержания регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края и ставит следующие задачи работы с детьми:
Познавательные:
• обогатить представления детей о жизни, быте и культуре людей, населяющих Донской край и п. М-Курган;
• познакомить с историческими событиями и личностями, оказавшими влияние на развитие Донского края;
• познакомить с особенностями природы Донского края;
Воспитательные :
• стимулировать эмоциональный отклик (сочувствие, сопереживание, сострадание, гордость) к событиям и судьбам людей в истории Донского края;
• расширить и обогатить познавательный интерес, любознательность как качества личности;
• формировать ценностное отношение к событиям, поступкам людей их созидательной, духовной роли в жизни общества, истории;
• воспитывать личностную культуру, патриотические качества и побуждения.
Развивающие:
• развивать интеллектуально-творческие способности детей;
• совершенствовать речь: словарный запас, выразительность, эмоциональность, колорит;
• развивать мышление и воображение;
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Цель работы с педагогами: создание научно-методических условий, способствующих повышению уровня компетенции воспитателей в вопросах организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно - исторических традиций Донского края.
Задачи работы с педагогами:
• изучить концепцию духовно – нравственного воспитания дошкольников;
• изучить опыт работы образовательных учреждений Ростовской области по проблеме;
• разработать перспективно-тематические планы работы с детьми по всем направлениям деятельности (физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное);
• обогатить предметно-развивающую среду посредством включения предметов быта и культуры;
• создать банк методических разработок, диагностик, анкет, тестов, дидактического материала.
Условия организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края.
(предметно-пространственная среда по этому направлению)
В нашем детском саду функционирует этнографический музей «Горница», где воспитанники знакомятся с жизнью, бытом и культурой своего народа, проводятся досуги и праздники.
Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, республики, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.
В старшей дошкольной группе имеется уголок патриотического воспитания. Куда входят: символика страны, области, родного поселка; альбомы с фотографиями поселка Матвеев Курган и столицы области города Ростова – на - Дону. Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, Семикаракорский фарфор, народные игрушки, предметы быта, куклы в национальных русских и донских костюмах.
Собрана мини библиотека, в которой представлены энциклопедии, путеводители, буклеты, детская художественная литература по страницам истории, фотографии, репродукции картин Донских художников, иллюстрации, видео - аудиоматериал по казачеству.
Содержание реализации патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края осуществляется на основе авторской Программы «Природа Донского края и я», программы Р. М. Чумичевой «Родники Дона» и перспективно-тематического плана.
Приведу в качестве примера часть календарно - тематического плана работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы 2015-2016 учебного года.
Дата Тема Содержание занятия Связь с другими видами деятельности
Сентябрь
«Моя семья»
Разгадывание ребуса «7 Я»
Работа над понятием «семья»
Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».
Рисование дома для своей семьи.
Беседы с детьми об их обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».
Изготовление панно «Моя семья» (Я - в середине, а по лучам – члены семьи»)
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и поселок, где живу»
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах поселка и его знаменитых людях. Рассматривание фотографий.
Пометка на карте поселка (каким – либо значком) самых интересных объектов, детского сада. Экскурсия по поселку.
Составление схемы «Я иду в свой детский сад».
Встреча с лучшими людьми поселка (бабушками и дедушками).
Семейный праздник «Моя родословная».
Ноябрь «Наша Родина – Россия» Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».
Беседа о березке – символе России.
Народные игры. Рисование на тему «Моя Родина».
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах.
Январь «Москва – столица нашей родины» Рассматривание макета города Москвы.
Рассказ об основании Москвы.
Обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва».
Слушание песен о Москве. Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).
Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля».
Оформление стенда.
Февраль «Сильны и могучи богатыри славной Руси». Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова.
Беседа о характере богатырей Руси и защитниках Родины.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов. Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивные развлечения «Вместе с папой»
Март «Моя мама» Мама – самое прекрасное слово на земле (обсуждение)
Рассматривание репродукций с картины «Мать и дитя»
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме. Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»
Оформление семейных уголков.
Изготовление подарков мамам.
Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
Апрель «Наши космонавты» Беседа о космонавтах (с просмотров видеофильма).
Пословицы и поговорки о космонавтах. Конструирование космического корабля.
Май «Этот День Победы» Встреча с фронтовиком.
Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Экскурсия к Вечному огню.
Изготовление праздничных открыток.
Высаживание цветов на аллею детского сада.
Оформление стенда.
Педагоги, воспитывая любовь к Родине, родному Донскому краю, связывают воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели формируют у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Вошло в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими.
Самое пристальное внимание уделяется фольклору: сценкам по русским народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам. Большое значение уделяем изучению государственной символики России и Ростовской области, (функционирует патриотический уголок, животному и растительному миру Донского края (подготовлены соответствующие наглядные пособия).
Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников используем план поэтапной работы.
• Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
• Анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном поселке» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
• Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
• Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
• Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка.
• Обобщение опыта работы творческих воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Проведены:
Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура Донского края»; «Символика России и Ростовской области, и ее исторические корни. Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма». Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм патриотического воспитания проведен семинар-практикум, который включает пять занятий. Занятия проводились один раз в месяц. Воспитатели самостоятельно изучали методическую литературу.
На базе нашего детского сада в 2016 г. проведены семинары «Мой родной поселок», «Приобщение к русской национальной культуре», «Система патриотического воспитания в ДОУ».
Положительной оценки заслуживает опыт работы воспитателя Сердюковой Анны Магадамовны по проблеме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народных праздников». По данной проблеме наработан пакет документов, включающий тематическое планирование, конспекты, план работы с родителями, консультации.
Творческой группой разработан проект в рамках инновационной деятельности «Я – россиянин, я люблю свой край, я люблю Россию». Проект был представлен в 2013 году на Всероссийском конкурсе «Росточек: Мир спасут дети» и был удостоен дипломом. Педагог убежден, что без памяти о прошлом, не может быть и будущего, потому главная задача – формирование у воспитанников гражданственности, чувства собственного достоинства и культуры межнационального общения.
Обобщен опыт работы воспитателя Е. А. Астаховой «Традиции и культура народов Донского края», был представлен на РМО и рекомендован к распространению по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Изучение проблемы патриотического воспитания в детском саду и семье осуществлялось при помощи анкетирования «Взаимодействие домашнего и общественного воспитания».
Было выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания. В то же время в ДОУ широко распространены совместные досуги с родителями, познавательные нетрадиционные формы общения в разных областях воспитания дошкольников. Для родителей проводились праздники, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа. Дети рассказывали о своих далеких предках. Родители подключались к рассказам об истории своей фамилии. Было представлено много интересных реликвий: старинные вазы, патефон, рушники, подсвечники, старинные деньги.
На основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей выявлен факт :
- обогатились педагогические знания воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию;
- произошел обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями, обеспечивался совместный успех в деле воспитания и обучения детей;
- создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
По результатам деятельности педагогов по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно – исторических традиций Донского края осуществлена оценка знаниевых, эмпатийных и продуктивных показателей развития дошкольников.
Результаты реализации системы патриотического воспитания дошкольников за три года представлены ниже в следующей диаграмме:
2012-2013 2013-2014 2014-2015
Диаграмма иллюстрирует динамику уровня, сформированности представлений детей о патриотических ценностях и культурно-исторических традициях Донского края. Достижению таких результатов способствовала как обогащенная предметно-развивающая среда, так и система работы педагогов по проблеме.
Педагоги осознают, что ценности культуры и истории определяют эффективность развития личности. Внутренний мир детей формируется под воздействием усвоенных ценностей культуры и истории.