Елена Скрипкина
Система воспитания патриотических чувств дошкольников в условиях малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Система воспитания патриотических чувств дошкольников в условиях малой Родины
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.
Публикация «Система воспитания патриотических чувств дошкольников в условиях малой Родины» размещена в разделах
Патриотическая направленность : уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию к родному городу, и родной стране.
Вспомним, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной.
Безусловно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В проекте «Национальная доктрина образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности…».
В основу работы по развитию патриотических чувств у дошкольников заложены следующие принципы:
• Принцип личностно-ориентированного общения
• Принцип тематического планирования материала
• Принцип наглядности
• Принцип последовательности
• Принцип занимательности
Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Тематическое планирование материала связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России (семья, детский сад, родной город, труд взрослых, предметный мир). Воспитать патриотические чувства у дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с семьей.
Для этого педагоги используют различные формы и методы патриотического воспитания дошкольников таких, как
• проведение консультаций, индивидуальных бесед; использование наглядно-информационных форм работы, выставок и конкурсов на темы «Мой любимый детский сад», «Самой дорогой и любимой», посвященной дню матери;
• проведение совместных деловых встреч (тематические игры, досуги, праздники, родительские собрания);
• посещение родителями с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города и государства.
Работа по патриотическому воспитанию должна проходить с широким использованием следующих средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, мультимедии. Самыми яркими моментами являются целевые экскурсии, походы.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. Некоторые темы проходят с усложнением. Это, например, мероприятия, посвященные таким темам как «День защитника Отечества», «12 апреля - День космонавтики», «9 Мая – День Победы», посещение мини – музея воинской славы в детском саду.
Были созданы педагогические проекты: «Семья», «Моя малая Родина», «Природа родного края», «Мини-музей народной игрушки».
Используя данные мероприятия по развитию патриотических чувств в условиях малой родины мы показываем детям красоту своего поселения, знакомим их с творчеством русского народа, некоторыми героическими страницами истории, учим детей любить свой поселок и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!
Работа по воспитанию чувства любви к Родине сложна и кропотлива. Она требует от воспитателя самоотдачи, личной заинтересованности и положительного отношения к своему Отечеству.
Список литературы
1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. (средняя группа). – М. : «Издательство Скрипторий 2003».
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. Старшая группа. – М. : ООО «Элизе Трэйдинг», 2001.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность. Средняя группа. – М. : ООО «Элизе Трэйдинг», 2005
4. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной дейтсвительность. Младшая группа. – М. : ООО «Элизе Трэйдинг», 2003
5. Н. В. Алешина, Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
.6. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М. : УЦ «Перспектива», 2008.
7. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014Г.