Ольга Хорошавина
Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.
Хорошавина Ольга Владимировна
МАДОУ Детский сад № 10 «Огонёк»г. Бирска
Публикация «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» размещена в разделах
Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения народных традиций. Подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в ее возрождении, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины.
Колыбельные песни – не просто песенки, это заговоры- обереги, созданные на магической силе воздействия слова и музыки в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью.
Пестушка означает нянчить, холить - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
Потешки - передают ребенку нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», способствуют пониманию речи, развитию фонематического слуха, заставляют вслушиваться в интонацию и выразительность речи, её ритмичность и плавность. Помогают физическому развитию ребёнку физически развиваться. Малыш учится повторять различные движения и жесты. И всё это происходит в процессе игры.
Игровая форма потешек настраивает ребёнка к действию, производя массаж и стимулируя моторные рефлексы. Потешки помогают обыгрыванию сюжета при помощи пальцев, что способствует развитию мелкой моторики.
Прибаутка-это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом, предназначена прежде всего для развлечения малыша, а ее народное название — «забавушки».
Заклички — один из видов заклинательных песен. Они представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Закличики отражают интересы и представления русского народа о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
В старшем возрасте происходит ознакомление детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, как нужно вести себя порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина:
Чти отца и мать - не придётся тебе горевать.
Без матери и солнце не греет и т. д.
А русская народная сказка? Ведь с ее помощью ребенок может разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дошкольники получают информацию о морали и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них заложены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине.
В культуре русского народа существуют явления, сложные по своему происхождению - это обычаи и традиции. Чтобы понять их истоки, необходимо изучить историю народа, его культуру, быт, понять и вникнуть в душу и характер. Культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.
В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, традиции и суеверия.
Необходимо, чтобы основы духовной нравственности у детей раннего и дошкольного возраста закладывались не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья – это первая ступень в человеческой жизни. Семья во все времена не только воспитывала детей и вела хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, была и есть хранительницей опыта.
Национальная культура любого народа является уникальным по своей всесторонности средством формирования ребенка. Процесс формирования личности будет плодотворнее и результативнее, если семья, детский сад и другие социальные институты объединят свои усилия по приобщению дошкольников к национальной культуре, т. к. именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Библиографический список:
1. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. - спб: Детство – Пресс, 2010
3. Кокуева Л. В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М. : АРКТИ, 2005.