Еленочка Ивченко
Проект «Развитие творческих способностей на основе народных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей на основе народных традиций"
ПОДГОТОВИЛА: воспитатель МДОУ 20 г. Шуя Ивченко Елена Владимировна
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей на основе народных традиций“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - развитие творческих способностей у детей и приобщение к традициям родного края.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.
Познакомить детей с достоянием родного края, осознать свою причастность к богатейшей истории своего народа, а вместе с ним всего человечества, понять и познать нравственно - эстетические корни, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум, талант, мудрость своего народа.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих само пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края; создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающих их к развитию творческих способностей.
ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
1. Создать эмоционально - благоприятную обстановку между взрослыми и детьми; создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
2. Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
3. Организовать интересные мероприятия.
УЧАСТНИКИ: воспитатель, дети, родители.
ЗАДАЧИ:
1. Создание эмоционально - положительного настроения.
2. Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.
3. Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.
4. Знакомство с сенсорными эталонами.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Активизация словаря.
7. Развитие умений по продуктивной деятельности.
8. Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.
9. Развивать творческое воображение, фантазию.
10. Развивать дизайнерские навыки.
МЕТОД: наглядный, продуктивный, позволяющий ребенку развивать руку и речь.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТА:
-обдумать "образ будущего", представить модель того, что собираются создавать;
-учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
-разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
-оценить риски реализации проекта.
СТРАТЕГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ 20 г. Шуя с детьми средней группы: специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и группы детей, самостоятельной детской деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ.
Реализация проекта рассчитана на 1 неделю с 19 ноября по 23 ноября 2012 года.
I. Разработка проекта:
1. Определение проблемы.
2. Обсуждение темы, подбор дидактического материала, четкое распределение обязанностей, создание уголка "Ситцевая радуга".
II. Исследовательский этап: анализ предстоящей деятельности, выбор средств, методов, приемов, разработка тематических планов.
Для реализации проекта был разработан тематический план "Приобщение детей среднего возраста к традициям родного края".
III. Заключительный этап: анализ достижения поставленной цели и полученных результатов, оценка реализации проекта.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.
Понедельник.
КГН, самообслуживание. "Аккуратная одежда". Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, учить аккуратно снимать и убирать свою одежду: после прогулки, перед сном; формировать осознанное отношение к порядку, стремление беречь одежду.
Труд хозяйственно - бытовой:сервировка стола Шуйскими ситцами. Цель: учить правильно сервировать стол.
Беседы, обсуждение педагогических ситуаций:побеседовать об одежде. Цель: зачем ее нужно беречь и как.
НОД:Коммуникация. "Одежда" Цель: обогащение знаний детей об одежде; умение согласовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме; развитие связной речи; продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью наглядного материала; активизация и обогащение словаря; развитие психических процессов: внимание, память, воображение; развитие мелкой моторики, воспитывать бережное отношение к одежде.
Экскурсия. К текстильной фабрике. Цель: познакомить с традициями нашего города - текстильной промышленностью.
Художественная литература. К. Д. Ушинский "Как рубашка в поле выросла". Цель: познакомить с процессом изготовления рубашки изо льна; продолжать знакомство с творчеством К. Д. Ушинского.
С/р игры. "Ателье" Цель: подготовка к игре, рассматривание картинок, рассказ воспитателя.
Д/и. "Узнай по описанию" Цель: узнавать друг друга по описанию одежды.
Художественная эстетическая деятельность. Беседа по картине И. Прянишникова "Возвращение с ярмарки"
Взаимодействие с семьями детей. Выставка работ уголка "Ситцевая радуга"
Вторник.
Беседа. О рабочих, работающих на текстильной фабрике.
Математика и логика. Число "два". Создание коллажа "Солнце и Луна". Цель: продолжаем знакомство с цифрой 2, знакомство с понятием "пара".
Художественная литература. Г. Ладонщик "В поле". Цель: знакомимся с трудом рабочих, собирающих лен; учим стихотворение наизусть.
С/р игра "Ателье" Цель: распределение ролей для игры, подбор необходимых атрибутов.
Д/и. "Подбери платье для куклы" Цель: подбирать платье для куклы по цвету и размеру.
Художественная эстетическая деятельность. "Коврик зимний" Цель: создаем коврик из кусочков ткани на прямоугольной основе (мозаика)
Взаимодействие с семьями детей. Изготовление домашнего мини - музея ситцевых тканей.
Среда.
Труд хозяйственно - бытовой. Стираем одежду для кукол. Цель: обсудить с детьми назначение данной операции, учимся ухаживать за одеждой, учимся стирать.
Беседы, обсуждение педагогических ситуаций. Как ухаживать за своей одеждой.
Познание. "Путешествие в прошлое одежды" Цель: знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека; учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности; развивать умение ориентироваться в прошлом одежды; воспитывать в детях бережное отношение к одежде.
Конструирование. "С любовью от мамы" Цель: создать условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателя.
Художественная литература. Н. П. Бушковский "Рассказ о красавинских ткачах" Цель: познакомить с произведениями о труде ткачих; учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, память.
С/р игра "Модный магазин" Цель: создаем эскизы одежды, придумываем сами, развивать память, воображение.
Д/и. "Ситцевые бусы" Цель: развивать мелкую моторику
Художественная эстетическая деятельность. Поэзия народного костюма. Цель: украшаем русский народный костюм.
Взаимодействие с семьями детей. Наша семейная кукла. Цель: изготовление куклы - оберега с родителями.
Четверг.
Беседа. Труд фабричных рабочих. Цель: воспитывать уважение и благодарность к труду людей, изготавливающих ситец.
Рисование. "Мы - раклисты" Цель: формировать умение рисовать на ткани, придумывать свой рисунок, развивать воображение, фантазию, память.
С/р игра. "Фабрика" Цель: распределяем роли и "изготавливаем" ткань.
Д/и "Ситцевые лоскутки" Цель: учимся сравнивать лоскутки по рисунку, находить общее и различное между ними.
Художественная эстетическая деятельность. "Коврик для кукол" Цель: учимся изготавливать домотканый коврик из ситцевых полосок
Взаимодействие с семьями детей. Консультация "Приобщение детей к народным традициям".
Пятница.
Ознакомление с художественной литературой. Сказка про хлопок. Цель: рассказать о процессе изготовления ткани.
Лепка. "Бусы ситцевые" Цель: учить детей лепить бусы из соленого теста и оборачивать каждую бусину в лоскуток ткани.
С/р игра. "Модельеры" Цель: моделируем одежду и изготавливаем ее по образцам.
Д/и "Разноцветный сарафан" Цель: развитие мелкой моторики.
Художественная эстетическая деятельность. Создаем альбом "Ситцевая радуга".
Взаимодействие с семьями воспитанников. Выставка работ в уголке "Ситцевая радуга"
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ,
Расширение знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Расширение знаний ДОУ с социумом.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.