Ольга Бойко
Проект «Русское народное творчество как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Обоснование для разработки В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Проект „Русское народное творчество как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Инновационные идеи проекта - использование ИКТ;
- создание мини-музея в группе;
- использование вариативных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Потенциальные заказчики и потребители Воспитанники, педагоги, родители
Разработчик проекта Воспитатель Бойко Ольга Викторовна
Цель Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, с произведениями устного народного творчества и художественными промыслами.
Задачи Продолжать знакомство детей с историей и культурой России, народным декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством.
Совершенствовать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у воспитанников речевого развития, обогащения словарного запаса, интереса к фольклорным произведениям.
Формировать предпосылки поисковой познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.
Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Основные направления проекта - образовательная деятельность с детьми и родителями;
- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;
- работа по краеведению с педагогами ДОУ.
Результаты (показатели) В процессе реализации проекта :
- дети получают разносторонние знания об истории и культуре русского народа, о народном творчестве;
- развиваются речь воспитанников, любознательность, познавательная активность, обогащается словарный запас;
- совершенствуются художественные умения и навыки по изобразительной деятельности.
Сроки и этапы реализации проекта 1. Организационный этап – в течение месяца (октябрь 2015 года).
2. Основной этап – с ноября 2015 года по апрель 2016 года.
3. Заключительный этап – май 2016 года.
Название проекта : «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».
Уровень проекта : уровень образовательной организации.
Категория проекта : педагогический.
Тип проекта : информационно – творческий.
Срок реализации: долгосрочный, октябрь 2015 – май 2016 года.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Разработчик проекта : Воспитатель Бойко Ольга Викторовна
Структура проекта
Актуальность проекта
С чего начинается Родина?
Знаменитая песня в исполнении Марка Бернеса. Когда слушаешь её, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Постановка проблемы
Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта :
Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, с произведениями устного народного творчества и художественными промыслами.
Задачи проекта :
Продолжать знакомство детей с историей и культурой России, народным декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством.
Совершенствовать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у воспитанников речевого развития, обогащения словарного запаса, интереса к фольклорным произведениям.
Формировать предпосылки поисковой познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы.
Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Новизна проекта
Мероприятия, проводимые в ходе данного проекта выполняют одну из задач ФГОС ДО, которая направлена на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей…». Работа в данном направлении в настоящее время является очень актуальной.
Стратегия достижения поставленных цели и задач
Система работы по проекту включает в себя направления:
- образовательная деятельность с детьми и родителями;
- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;
- работа по краеведению с педагогами ДОУ.
Предварительная работа
1. Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий по данной теме.
2. Сбор материалов по данной теме.
3. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
4. Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Работа с детьми
Образовательная
область Формы и методы работы Сроки
Познавательное развитие 1. Проведение образовательной деятельности по теме проекта.
2. Беседы познавательного характера.
3. Проведение экскурсий в городские музеи: Выставочный зал, музей политической ссылки имени Рябикова, краеведческий музей МОУ «СОШ № 14», Архитектурно-этнографический филиал «Ангарская деревня», музей истории Братскгэсстроя и города Братска.
4. Создание фотовыставок о русском народном творчестве.
5. Работа с практическим материалом: фотографиями, иллюстрациями, открытками, DVD – дисками, презентациями.
6. Игра – викторина «Колесоистории». В течение года
Речевое развитие 1. Знакомство с устным народным творчеством.
2. Чтение произведений
3. Знакомство с творчеством народов Приангарья.
4. Экскурсия в городскую библиотеку и библиотеку МОУ «СОШ № 14».
5. Подбор книг об истории русского народа, народных промыслах.
6. Заучивание стихотворений, частушек, прибауток.
7. Проведение речевых игр: «Продолжи предложение», «Подбери родственные слова», «Цепочка», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно» и другие в соответствии с темой проекта.
8. Конкурс чтецов «С чего начинается Родина?».
9. Литературная викторина «Наш край в стихах и прозе». В течение года
Социально - коммуникативное развитие Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр по теме проекта. В течение года
Художественно-эстетическое развитие Проведение образовательной изобразительной деятельности по теме проекта.
Слушание народных музыкальных произведений.
Пение народных песен, проведение хороводов, танцев.
Экскурсии в Школу искусств № 3.
Посещение концертов братских музыкальных и танцевальных коллективов
Творческий конкурс рисунков и плакатов.
Оформление коллажей по теме проекта.
Конкурс «Угадай мелодию» (по народным произведениям). В течение года
Физическое развитие
Проведение подвижных игр: «Палочка – выручалочка», «Городки», «Салки», «Горелки», «Лапта» и другие.
Проведение спортивных игр в соответствии с временем года.
Знакомство с известными братскими спортсменами.
Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта.
Спортивный праздник «Игры наших бабушек».
В течение года
Работа с родителями воспитанников
№ Формы и методы работы Сроки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется).
Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах по теме проекта.
Проведение ярмарки «Зелёная ёлочка – живая иголочка».
Творческий марафон макетов и поделок по теме проекта.
Выставка – вернисаж «Краеведческий калейдоскоп».
Участие в сборе материалов для мини-музея.
Спортивный праздник «Игры наших бабушек» (совместно с детьми).
Совместное развлечение «Там, на неведомых дорожках…». Октябрь
В течение года
Работа с педагогами
№ Формы и методы работы Сроки
1.
2.
3. Предоставление опыта работы «Русское народное творчество – основа для формирования патриотических чувств дошкольников».
Сообщение из опыта работы «Развитие речи детей через использование устного народного творчества».
Консультации, рекомендации, презентации по теме проекта.
В течение года
Мероприятия, проводимые в заключительном этапе
1. Выставка – вернисаж «Краеведческий калейдоскоп».
2. Совместное развлечение «Там, на неведомых дорожках…».
3. Открытие в группе мини – музея по русскому народному творчеству.
Этапы реализации проекта (по этапам) :
1. Организационный этап – в течение месяца (октябрь 2015 года).
2. Основной этап – с ноября 2015 года по апрель 2016 года.
3. Заключительный этап – май 2016 года.
1. Организационный этап:
- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
- формирование интереса детей к знакомству с историей и культурой России, к русскому народному творчеству;
- проведение анкетирования родителей по данной теме.
2. Основной этап:
- образовательная деятельность с детьми и родителями;
- проведение экскурсий в музеи и по памятным местам города;
- работа по краеведению с педагогами ДОУ.
3. Заключительный этап:
- выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме;
- систематизация собранного материала по теме.
Результаты по реализации проекта :
У детей сформированы разносторонние знания об истории и культуре русского народа, о народном творчестве.
Успешно идёт развитие речи воспитанников, любознательности, познавательной активности, обогащение словарного запаса.
В ходе проекта совершенствуются художественные умения и навыки по изобразительной деятельности.
Механизм оценки результатов:
Для того, чтобы оценить результаты работы по проекту, проделана следующая работа:
1. Анализ работы по плану.
2. Самоанализ педагога.
3. Оценка практической значимости проекта.
Перспективы работы
Продолжать работу по музейной педагогике, открытие мини-музея на базе детского сада.
Практической значимостью моего проекта является то, что он может быть рекомендован к использованию педагогам других дошкольных учреждений.