Папки-передвижки

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края

наталья фортунова
Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации определены 10 базовых национальных ценностей как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Содержание духовно нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с этими базовыми национальными ценностями.

Публикация «Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края» размещена в разделах

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.

Патриотическое воспитание дошкольников направлено на воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.

Исходя из актуальности этого направления, в нашем детском саду на протяжении нескольких лет одной из годовых задач является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей. Вся планируемая и проводимая работа направлена на решение основных задач патриотического воспитания дошкольников :

- создание предметно-развивающей среды патриотической направленности;

- организация разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующей формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности :

- к родному дому, семье, детскому саду;

- к истории и природе родного края, города, страны;

-к культурному наследию своего народа;

- к героическому прошлому России.

Я осуществляю работу с детьми и сотрудничество с родителями по всем основным направлениям нравственно-патриотического воспитания.

Единство и целостность воспитательного процесса, установление преемственности между направлениями, задачами, содержанием и методами патриотического воспитания. Всё это в совокупности, приносит положительный результат в воспитании патриотизма у дошкольников.

Формирование духовно – нравственного отношения к семье.

Основа основ любого общества, государства – семья. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Родной дом - это сложное, многократное понятие. Оно включает в себя семью, где ребенок родился и растёт; атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего семейными традициями; дом, где он живет; близких родственников, друзей. Поэтому формирование любви к семье, родному дому, городу в котором ребенок родился, по сути является первой ступенью гражданско-патриотического воспитания человека.

Я поставила перед собой цель:

Формирование у дошкольников положительного насыщенного образа семьи, родного дома, создание условий для становления основ гражданского воспитания ребёнка.

Для достижения этой цели я решала следующие задачи:

- Расширить представления ребенка о его родном доме.

-Привить чувство родства с семьей.

-Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.

- Сформировать понятие : Я – член семьи. Мой дом – моя семья

- Формировать у детей представления о семье, её родословной, семейных традициях.

-Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях

- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

- Развивать речь и коммуникативные навыки детей.

- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями.

Дети составляли рассказы о себе и своей семье, о традициях которые существуют у них в семье;

совместно с воспитателем изготовляли подарки для семьи – цветок ромашка – как символ семьи на праздник «День семьи, любви и верности» покровителями которого являются святые Петр и Февронья.

Для родителей подготовила статьи в родительский уголок по темам: «Семья в жизни ребёнка», «Происхождение праздника семьи», «Значение слова – «семь-я». Для родителей были проведены консультации на тему: «Приоритет отца», «Приоритет матери», «Ребёнок и семья».

На этом этапе проводились совместные праздники: «Я и моя семья»,

«Ромашка – цветок семейного счастья».

Совместно с родителями в группе и на участке проводили эстафеты и играли в спортивные игры.

Проводили сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».

Все это способствовало воспитанию у детей гуманного отношения к членам семьи, их занятиям, формированию представлений о семейных ценностях и традициях семьи.

Формирование любви к своей Родине.

На современном этапе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, отчизна. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Любой край, город, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве.

Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи). Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Целью моей работы является: организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным городом.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :

1 Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;

2 Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;

3 Взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.

4 Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.

Я в своей работе по данному направлению использовала следующие формы и методы :

• Непосредственно – образовательную деятельность (НОД) :

«Город Сызрань Родина моя», «Улицы родного города». Рассказала детям о известных людях нашего города, наших земляках-сызранцах: Михаил Борисович Корниенко – лётчик – космонавт Российской Федерации, герой России; Юрий Петрович Андрухович – актёр Сызранского драматического театра; Надежда Ивановна Подлесова - писатель, член союза писателей, участник Великой Отечественной войны.

Слайд 20

• Игровая деятельность. Проводила сюжетно – ролевые игры: «Прогулка к Сызранскому кремлю», «Сызранская детская поликлиника», «Путешествие по улицам Сызрани».

Проведение праздника: «День рождения Сызрани».

• Смотры - конкурсы, выставки детского творчества на тему: «Сызрань - мой дом родной».

• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

• Беседы о родном городе и Родине : «Символика родного города», «Лучший город на земле – это Родина моя», «Достопримечательности Сызрани».

• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

• Обогащение и стимулирование детского творчества.

Создана развивающая среда - уголок краеведения в группе:

Изготовление макетов: «Улицы Сызрани», «Сызранский Кремль».

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: макет Сызранского Кремля, макет детской поликлиники, макеты домов.

Фотоальбом: «Альбом путешественника по Сызрани и Самарской области», «Юные патриоты Сызрани».

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Рекомендовала родителям вместе с детьми посетить краеведческий музей, Сызранский драматический театр, провести экскурссию к Сызранскому Кремлю, а затем отразить свои впечатления от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов.

Формирование представлений о героическом прошлом страны

(к 70-летию Победы в ВОВ)

В период смены общественных информаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне мною была организованна

проектная деятельность по теме «Наш бессмертный полк».

Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Важной частью моей работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о героическом прошлом и людях родной страны. В первую очередь, следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Целью моей работы является:

Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну. Совершенствование воспитательного процесса, усиление патриотической направленности.

В соответствии с целью сформулированы задачи :

Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии.

Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество.

Обогащать словарный запас через песни, стихотворения, диалоги о войне.

По данному направлению я в своей работе использовала следующие формы и методы :

Организовала непосредственно – образовательную деятельность: «Салют Победе».

Проводила с детьми беседы по темам: «Эти трудные годы войны», «Дети – партизаны», «Мой прадед – ветеран».

Совместно с детьми смотрели презентацию на тему: «Хроники военных лет», обсуждали увиденное, делились впечатлениями.

Чтение и разучивание стихотворений о войне, прослушивание песен «День Победы», «Священная война».

Рисование на тему «Война глазами детей»

Сюжетно – ролевые игры: «Госпиталь», «Военные действия», «Разработка плана атаки соперника».

Предложила родителям провести беседы с детьми о Великой Отечественной Войне и составить рассказ на тему: «Ветераны в нашей семье». Принести фото, письма, грамоты, предметы военного времени.

Рекомендовала родителям посетить с детьми вечный огонь и парад посвящённый Дню Победы.

Создана в группе развивающая среда:

Презентацией проекта стало оформление стенда на тему : «Бессмертный полк нашей группы».

Оформление репродукций на темы : «Вечный огонь», «Военный госпиталь», «Военная техника».

Оформление альбома на тему : «Война – это страшно», «Дети – партизаны», «Города – герои».

В родительский уголок размещены статьи на темы: «Как всё начиналось – 22 июня 1941 года», «9 мая 1945 – долгожданный день», «Война глазами детей».

В результате реализации проекта дети узнали, что такое война; они могут назвать военную технику, рассказать о некоторых событиях военных лет, о прадедушках-ветеранах своей семьи, их подвигах.

У детей сформировано чувство гордости за свою Родину, за своих предков, за русский народ. Дети убеждены в том, что русский народ непобедим.

Постепенно родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Человек способен.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников» .

План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

Совместная познавательно-художественная деятельность по приобщению детей к культурно-историческим ценностям родного края Совместная познавательно-художественная деятельность по приобщению детей подготовительной группы к культурно-историческим ценностям родного.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 18:55
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края» (включая файлы) размещена пользователем наталья фортунова (УИ 359188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД