наталья фортунова
Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации определены 10 базовых национальных ценностей как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Содержание духовно нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с этими базовыми национальными ценностями.
Публикация «Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.
Патриотическое воспитание дошкольников направлено на воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
Исходя из актуальности этого направления, в нашем детском саду на протяжении нескольких лет одной из годовых задач является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей. Вся планируемая и проводимая работа направлена на решение основных задач патриотического воспитания дошкольников :
- создание предметно-развивающей среды патриотической направленности;
- организация разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей, способствующей формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности :
- к родному дому, семье, детскому саду;
- к истории и природе родного края, города, страны;
-к культурному наследию своего народа;
- к героическому прошлому России.
Я осуществляю работу с детьми и сотрудничество с родителями по всем основным направлениям нравственно-патриотического воспитания.
Единство и целостность воспитательного процесса, установление преемственности между направлениями, задачами, содержанием и методами патриотического воспитания. Всё это в совокупности, приносит положительный результат в воспитании патриотизма у дошкольников.
Формирование духовно – нравственного отношения к семье.
Основа основ любого общества, государства – семья. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Родной дом - это сложное, многократное понятие. Оно включает в себя семью, где ребенок родился и растёт; атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего семейными традициями; дом, где он живет; близких родственников, друзей. Поэтому формирование любви к семье, родному дому, городу в котором ребенок родился, по сути является первой ступенью гражданско-патриотического воспитания человека.
Я поставила перед собой цель:
Формирование у дошкольников положительного насыщенного образа семьи, родного дома, создание условий для становления основ гражданского воспитания ребёнка.
Для достижения этой цели я решала следующие задачи:
- Расширить представления ребенка о его родном доме.
-Привить чувство родства с семьей.
-Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.
- Сформировать понятие : Я – член семьи. Мой дом – моя семья
- Формировать у детей представления о семье, её родословной, семейных традициях.
-Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
- Развивать речь и коммуникативные навыки детей.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями.
Дети составляли рассказы о себе и своей семье, о традициях которые существуют у них в семье;
совместно с воспитателем изготовляли подарки для семьи – цветок ромашка – как символ семьи на праздник «День семьи, любви и верности» покровителями которого являются святые Петр и Февронья.
Для родителей подготовила статьи в родительский уголок по темам: «Семья в жизни ребёнка», «Происхождение праздника семьи», «Значение слова – «семь-я». Для родителей были проведены консультации на тему: «Приоритет отца», «Приоритет матери», «Ребёнок и семья».
На этом этапе проводились совместные праздники: «Я и моя семья»,
«Ромашка – цветок семейного счастья».
Совместно с родителями в группе и на участке проводили эстафеты и играли в спортивные игры.
Проводили сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница».
Все это способствовало воспитанию у детей гуманного отношения к членам семьи, их занятиям, формированию представлений о семейных ценностях и традициях семьи.
Формирование любви к своей Родине.
На современном этапе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, отчизна. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Любой край, город, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве.
Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи). Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Целью моей работы является: организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным городом.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :
1 Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
2 Знакомство с городом, его историей и достопримечательностями;
3 Взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.
4 Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.
Я в своей работе по данному направлению использовала следующие формы и методы :
• Непосредственно – образовательную деятельность (НОД) :
«Город Сызрань Родина моя», «Улицы родного города». Рассказала детям о известных людях нашего города, наших земляках-сызранцах: Михаил Борисович Корниенко – лётчик – космонавт Российской Федерации, герой России; Юрий Петрович Андрухович – актёр Сызранского драматического театра; Надежда Ивановна Подлесова - писатель, член союза писателей, участник Великой Отечественной войны.
Слайд 20
• Игровая деятельность. Проводила сюжетно – ролевые игры: «Прогулка к Сызранскому кремлю», «Сызранская детская поликлиника», «Путешествие по улицам Сызрани».
• Проведение праздника: «День рождения Сызрани».
• Смотры - конкурсы, выставки детского творчества на тему: «Сызрань - мой дом родной».
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
• Беседы о родном городе и Родине : «Символика родного города», «Лучший город на земле – это Родина моя», «Достопримечательности Сызрани».
• Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
Создана развивающая среда - уголок краеведения в группе:
• Изготовление макетов: «Улицы Сызрани», «Сызранский Кремль».
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: макет Сызранского Кремля, макет детской поликлиники, макеты домов.
• Фотоальбом: «Альбом путешественника по Сызрани и Самарской области», «Юные патриоты Сызрани».
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Рекомендовала родителям вместе с детьми посетить краеведческий музей, Сызранский драматический театр, провести экскурссию к Сызранскому Кремлю, а затем отразить свои впечатления от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов.
Формирование представлений о героическом прошлом страны
(к 70-летию Победы в ВОВ)
В период смены общественных информаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне мною была организованна
проектная деятельность по теме «Наш бессмертный полк».
Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Важной частью моей работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о героическом прошлом и людях родной страны. В первую очередь, следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Целью моей работы является:
Формирование нравственных ценностей, патриотизма, чувства гордости за свою страну. Совершенствование воспитательного процесса, усиление патриотической направленности.
В соответствии с целью сформулированы задачи :
Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. Расширить знания о защитниках Отечества, о функциях армии.
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам. Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
Развивать продуктивную деятельность детей, детское творчество.
Обогащать словарный запас через песни, стихотворения, диалоги о войне.
По данному направлению я в своей работе использовала следующие формы и методы :
Организовала непосредственно – образовательную деятельность: «Салют Победе».
Проводила с детьми беседы по темам: «Эти трудные годы войны», «Дети – партизаны», «Мой прадед – ветеран».
Совместно с детьми смотрели презентацию на тему: «Хроники военных лет», обсуждали увиденное, делились впечатлениями.
Чтение и разучивание стихотворений о войне, прослушивание песен «День Победы», «Священная война».
Рисование на тему «Война глазами детей»
Сюжетно – ролевые игры: «Госпиталь», «Военные действия», «Разработка плана атаки соперника».
Предложила родителям провести беседы с детьми о Великой Отечественной Войне и составить рассказ на тему: «Ветераны в нашей семье». Принести фото, письма, грамоты, предметы военного времени.
Рекомендовала родителям посетить с детьми вечный огонь и парад посвящённый Дню Победы.
Создана в группе развивающая среда:
Презентацией проекта стало оформление стенда на тему : «Бессмертный полк нашей группы».
Оформление репродукций на темы : «Вечный огонь», «Военный госпиталь», «Военная техника».
Оформление альбома на тему : «Война – это страшно», «Дети – партизаны», «Города – герои».
В родительский уголок размещены статьи на темы: «Как всё начиналось – 22 июня 1941 года», «9 мая 1945 – долгожданный день», «Война глазами детей».
В результате реализации проекта дети узнали, что такое война; они могут назвать военную технику, рассказать о некоторых событиях военных лет, о прадедушках-ветеранах своей семьи, их подвигах.
У детей сформировано чувство гордости за свою Родину, за своих предков, за русский народ. Дети убеждены в том, что русский народ непобедим.
Постепенно родители стали активными участниками в жизни группы: помогают в организации мероприятий и сборе краеведческого материала, повышают свой интеллектуальный уровень и педагогическую компетентность.