Ирина Фоменко
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что там под землей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что там под землей?».
Цель:
• Познакомить детей с составом почвы.
Задачи.
Образовательные:
• Расширить представления детей о составляющих компонентах почвы: песок, глина, известняк, камни.
• Формировать навыки проведения элементарных опытов, умение пользоваться простейшим оборудованием.
Развивающие:
• Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.
• Содействовать развитию внимания, восприятия, памяти, мышления.
Воспитательные:
• Воспитывать познавательную активность.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Что там под землей?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
• Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.
Предварительная работа:
• Рассматривание почвы на игровом участке.
• Опыты с природными материалами: песком, глиной.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
• Конверт с письмом.
• Иллюстрации с изображением растений.
• Колбы с черноземом, глиноземом, песчаником и известняком.
Раздаточный материал:
• Колбы с грунтом разного состава.
Оборудование:
• Мяч.
• Увеличительные стекла.
• Емкости для воды.
• Трубочки.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель в центре экспериментирования располагает колбы с почвой различного состава. Рядом с материалами для экспериментирования кладет конверт с письмом. Если дети не проявили к нему интерес, то педагог сам активирует их познавательный интерес.
Воспитатель: - Ребята, что это за конверт? Кто его оставил? Хотите узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как нам узнать, от кого это письмо?
Предложения детей.
Воспитатель: - Конечно же, его нужно прочитать. Может быть, в нем очень важная информация. Хотите узнать от кого письмо?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, это письмо из Простоквашино от Дяди Федора. Он пишет, что у них возникли проблемы. Матроскин с Шариком посадили огород, но урожай не везде вырос удачный. Дядя Федор просит нас разобраться, почему так получилось. Хотите ему помочь?
Ответы детей.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Воспитатель: - помочь нам разобраться в проблеме поможет загадка. Помогите ее отгадать. Поможете? Тогда слушайте внимательно:
Меня бьют, колотят,
Ворочают и режут –
Я все терплю
И всем добром плачу.
Дети: - Это земля (почва).
Воспитатель: - Почему землю бьют, колотят, ворочают и режут?
Дети: - Так землю обрабатывают : пашут, боронят, рыхлят.
Воспитатель: - Для чего землю обрабатывают?
Дети: - Чтобы она стала мягкой, рыхлой, плодородной.
Воспитатель: - Совершенно верно, землю обрабатывают для того, чтобы получить хороший урожай. Еще землю называют почва или грунт. А вы знаете, что люди сажают в почву?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, садоводы сажают в почву саженцы фруктовых растений, овощеводы – семена и рассаду овощных культур, лесничие – саженцы лиственных и хвойных деревьев.
Дети рассматривают иллюстрации.
Воспитатель: - Как вы думаете, из чего состоит почва?
Ответы детей.
Воспитатель: - Почва всюду одинаковая?
Предположения детей.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что люди по-разному употребляют в пищу выращенный урожай.
Ответы детей.
Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки». Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: - Тогда будьте внимательны. Я буду называть растение, которое люди выращивают в почве и бросать мяч. Если у этого растения мы употребляем в пищу коренья, то вы должны опустить мяч вниз перед собой. А если надземную часть, то поднять мяч вверх. Будьте внимательны.
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила игры. Оказывает дифференцированную индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения.
Воспитатель: - Вот как много полезных и нужных растений дает наша природа. Ребята, вы хотите узнать, из чего состоит почва?
Ответы детей.
Воспитатель: - Я предлагаю вам узнать это вместе. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: - Тогда я приглашаю вас в лабораторию.
Дети подходят к центру экспериментирования.
Воспитатель: - Итак, юные лаборанты, наш эксперимент начинается. Располагайтесь удобно.
Дети располагаются за столом.
4. Открытие нового знания.
Воспитатель: - Уважаемые коллеги, что же мы с вами хотим сегодня узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как мы можем узнать, из чего состоит почва?
Ответы детей.
Воспитатель: - Конечно же, вначале необходимо рассмотреть грунт. Перед нами пробы почвы из различных мест деревни Простоквашино. Что вы можете о них сказать?
Перед детьми стоят колбы с черноземом, глиноземом, почва с элементами песка и известняка.
Дети рассматривают колбы.
Воспитатель: - Коллеги, что вы видите?
Ответы детей.
Одинакова ли почва во всех колбах? Чем она отличается?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, в грунте можно рассмотреть камешки, песчинки, веточки. Почва отличается по цвету и составу. Что же кроме природных элементов может находиться в почве?
Предположения детей.
Воспитатель: - Уважаемые коллеги, я предлагаю вам опустить в воду небольшой комочек земли. Как вы думаете, что при этом произойдет?
Дети выдвигают гипотезы.
Воспитатель: - Итак, приступаем к работе. Будьте аккуратны.
Дети опускают комок земли в воду. Наблюдают, делают выводы.
Воспитатель: - Почему в воде показались пузырьки воздуха? Где они были до этого?
Ответы детей.
Воспитатель: - Почва состоит из отдельных частиц. Пространство между ними заполняет воздух. Когда мы опустили комочек почвы в воду, то она вытолкнула воздух, и он поднялся в виде пузырьков на поверхность воды.
Воспитатель: - Друзья, вы не устали? Я предлагаю вам немного размяться. Хотите?
Ответы детей.
Динамическая пауза
Мы к лесной лужайке вышли,
(Дети шагают по кругу друг за другом)
Поднимая ноги выше,
(Ходьба с высоким подниманием коленей)
Через кустики и кочки,
(Ходьба змейкой друг за другом)
Через ветки и пенечки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
Кто высоко так шагал –
(Ходьба с высоким подниманием коленей)
Не споткнулся, не упал.
(Дети шагают друг за другом по кругу)
Воспитатель: - Итак, наш эксперимент продолжается. Как вы думаете, может ли почва полностью растворится в воде? Как это проверить?
Предложения детей.
Воспитатель: - Возьмите трубочку и хорошенько перемешайте воду с комочками грунта. Что вы наблюдаете? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, коллеги. Почва не растворяется в воде, потому что состоит из прочных плотных частиц. Как узнать из чего она состоит?
Предложения детей.
Воспитатель предлагает рассмотреть грунт с помощью увеличительных стекол. Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Что вы увидели? Почему вы так решили?
Дети определяют состав почвы, обосновывают свои ответы.
Воспитатель: - В первой колбе почва с высоким содержанием чернозема. Она черного цвета, рыхлая. В ней много питательных веществ. Как вы думаете, хорошим ли будет урожай, выращенный на такой почве?
Ответы детей.
Воспитатель: - Во второй колбе глинозем. Как вы думаете, почему он так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: - В глиноземе много глины. Поэтому он рыжего цвета, липкий, вязкий. На такой почве очень сложно вырастить хороший урожай.
Дети рассматривают колбу с глиноземом.
Воспитатель: - Как вы думаете, какой породы много в этой почве? Почему вы так решили?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, друзья. В этом грунте много песка. Он серовато-желтого цвета, сыпучий. На такой почве хорошо растут лишь некоторые породы растений: хвойные деревья, тропические растения.
Дети с помощью увеличительного стекла рассматривают четвертую колбу с грунтом.
Воспитатель: - Что необычного вы заметили в колбе?
Ответы детей.
Воспитатель: - Белые частички в грунте – это известковые останки живых существ. Они способствуют хорошему росту и развитию растений.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: - Итак, уважаемые исследователи, наш эксперимент подошел к концу. Что мы хотели с вами узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что нам понадобилось для работы?
Ответы детей.
Воспитатель: - Из чего состоит грунт? Какие частицы можно в нем найти?
Ответы детей.
Воспитатель: - В какой почве растения растут лучше всего? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Чернозем содержит много полезных питательных веществ. На нем растения лучше всего растут и развиваются.
6. Итог.
Воспитатель: - Ребята, на какой же почве нужно выращивать урожай? Что мы напишем Дяде Федору?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как можно узнать чернозем? Докажите.
Ответы детей.
Воспитатель: - Что вы сегодня нового узнали? О чем вы бы хотели еще узнать? Где об этом можно узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Уважаемые коллеги, спасибо вам за помощь! Вместе мы смогли провести увлекательный эксперимент, и найти ответы на наши вопросы. Наша лаборатория не закрывается. Вы сами можете провести собственный эксперимент.