Роза Симонова
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Методы экологического образования традиционны: наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы; практические – экологические игры, опыт, труд детей в природе. Однако на сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование [1, С. 2].
Главное достоинство опытно–экспериментальной деятельности заключа-ется в том, что в процессе экспериментирования идет обогащение памяти ре-бенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возни-кает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяются равномерно между воспитателем и детьми. Задача воспитателя в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде [2, С. 10].
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, был разработан кружок «Маленькие почемучки» для детей старшей группы.
Цель данной программы – формирование экологической культуры до-школьников, создание условий для формирования поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, о понимании причинно–следственных связей в окружающем мире, а также иметь возможность через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.
Для успешной работы кружка «Маленькие почемучки» были созданы специальные условия:
– уголок экспериментирования ( приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, магниты; сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, разного объема и формы; природный материал; бросовый материал (кусочки ткани, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки); технические материалы (гайки, скрепки, детали конструктора); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, и др.).
– методическое обеспечение: картотека опытов и наблюдений; перспек-тивное планирование опытно – экспериментальной деятельности для детей; методическая литература по организации опытно – экспериментальной деятельности.
В ходе кружковой деятельности с детьми проводились только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны.
На занятиях применялись такие методы и приемы, как наблюдения (в помещении, на прогулке, в домашних условиях, рассматривание, сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.). Сравнивались сходные по внешнему виду предметы. Формировались умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт детей; экологические проекты.
В результате проведения занятий и опытов – экспериментов дети овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
Познакомились с явлениями природы, разобрав каждое отдельно (явления погоды, движения солнца, снегопад); со свойствами почвы, песка и глины; с понятием «источник света» (естественным и искусственным); со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха; с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая, со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется);
Закрепили и уточнили знания детей о воде, о ее состояниях (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы); изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется лед, иней, туман, роса, радуга).
Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении, видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани (плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.).
Изучили свойства металла (тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); свойства магнита притягивать металлические предметы; свойства пластмассы (теплая, гибкая – гнется, прочная – не бьется) и т. д.
Интересной формой работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками стало составление экологических проектов для детей «Берегите воду», «Земля – наш общий дом», «Поможем зимующим птицам».
В течение года велась работа с родителями. Проводилось анкетирование, целью которого было – выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Проведены консультация на тему «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; мастер-классы для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях»; «Свойства бумаги». Родители принимали активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории. Все эти мероприятия позволили активизировать родителей, достичь более тесного контакта и, в конечном итоге, более плодотворно решать задачи, поставленные мною при орга-низации работы кружка в начале года.
Проанализировав знания детей в начале и в конце года, я могу сделать вывод, что в результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников уровень развития их познавательных процессов повысился. Считаю, что использование детского экспериментирования в дошкольном возрасте является эффективным и необходимым методом развития у детей навыков опытно–экспериментальной деятельности, познавательного интереса, увеличения объёма знаний, умений и навыков.
Литература
1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематиче-ское и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-пресс, 2017. – 240 с.
2. Тугушева, Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – СПб: Детство-пресс, 2018. – 128 с.