Любовь
Конспект опытнической деятельности в старшей группе «Перья у птиц: как устроены?»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытническая деятельность в старшей группе
Выполнила с детьми воспитатель ВКК Кондаурова Любовь Акимовна
Перья у птиц-как устроены?
Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материал: перья куриные, гусиные, лупа, восковые карандаши, бумага.
Ход
Публикация «Конспект опытнической деятельности в старшей группе „Перья у птиц: как устроены?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).
«Как с гуся вода»,почему так говорят?
Дети перья смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Натирают бумагу восковым карандашом, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.
У птиц такой клюв,почему?
Цель: Определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материал: зерно, макет клюва утки, емкость с водой, крошки хлеба, иллюстрации птиц.
Ход
Педагог на иллюстрациях птиц закрывает изображения их конечностей. Дети выбирают из всех птиц водоплавающих и объясняют свой выбор (у них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). Дети выясняют, почему у птиц разные клювы (аисту, журавлю, цапле надо доставать лягушек со дна; гусям, лебедям, уткам — вылавливать корм, процеживая воду). Каждый ребенок выбирает макет клюва. Педагог предлагает с помощью выбранного клюва собрать корм с земли и из воды. Результат объясняют.
Вода наша помощница.
Цель: Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материал: банка с мелкими легкими предметами (теннисный шарик, емкость с водой.
Ход
Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Педагог предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
Умные камешки
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду и не доливать воду (класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев). Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.
Какие свойства?
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материал: емкости со снегом, водой, льдом.
Ход
Педагог предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).
Где вода?
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.
Ход
Дети наливают равное количество воды в емкости, делают отметку уровня, ставят в разные условия: закрытую и открытую емкости — на подоконник, открытую — в тепло, на батарею. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках емкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки, куда исчезла вода? Дети делают вывод, что в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде; когда емкость закрыта, испарения нет.
Вода откуда берётся?
Цель: Познакомиться с процессом конденсации.
Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
Ход
Педагог предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой.
Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.