Изолина Чубукова
«Встречаем перелетных птиц». Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Встречаем перелетных птиц»
Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе.
Программное содержание: Формировать представление о перелетных птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни. Расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах. Закрепить знания о зимующих птицах. Развивать речь детей, мышление, внимание. Обогащать словарный запас у детей: скворечник, перелётная, птенцы, скворчонок, грачонок, кукушонок, садовод, огородник. Воспитывать интерес к окружающей природе.
Публикация «„Встречаем перелетных птиц“, Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа: наблюдения за зимующими птицами, рассматривание альбомов и журналов с изображением птиц.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц (грач, скворец, ласточка, кукушка) и их гнезд, раздаточный материал :карточки с птицами, материал для гнезд: веточки тонкие и потолще, соломинки, пух; картинки - раскраски с перелетными птицами.
Ход занятия.
1. Вводная
Воспитатель: сегодня на улице вороны раскричались. Как вы думаете почему? Повторите за мной: проворонила ворона воронёнка (воспитатель за ширмой надевает на руку куклу- ворону, которая несет конверт с картинками птиц)
2. Д/У «Выбери зимующих птиц»
Ворона: Кар! Какой кошмар! Пора перелетных птиц встречать, а у нас еще ничего не готово! Зачем вы меня позвали?
Воспитатель: Здравствуй, Ворона! Мы не звали тебя, просто учились произносить правильно слова.
Ворона: Здравствуйте! А я так торопилась к вам! Я вам принесла картинки с птицами! Помогите разобраться в этих картинках! Убрать надо тех птиц, кто со мной зимовал в городе, а остальных встречать будем!
Ворона: Посмотрите, вот эти птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на Родину весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (перелетными) Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их всякими червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Воспитатель: Как вы думаете, почему весной птицы возвращаются к нам? Как вы думаете, почему птицы улетают на зиму в теплые края?
3. Рассматривание грача, скворца, кукушки, ласточки и их гнёзд (сопровождается прослушиванием голосов птиц).
Воспитатель: Грач – это первая перелетная птица, которая прилетает к нам из теплых краев. Какой он? (грач - крупная птица черного цвета; у него есть хвост, крылья и клюв, сильные крылья; лапки и клюв у грачей светлые).
Ворона: У грачей была трудная дорога. Когда они прилетают из теплых стран, начинают вить гнезда. Люди стараются оберегать от шума птиц, чтобы не спугнуть. Пусть себе живут и вредителей – личинок на огородах уничтожают. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток. У грача - грачата.
Воспитатель: Скворец - следующая птица, которая к нам прилетает. Опишите скворца (скворцы небольшие птицы, с блестящим черным опереньем, у них есть хвост, крылья, тоненькие клювы; лапы и клюв светлые). Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у мамы скворчихи, ярко-желтый – у папы скворца. Ест червей, гусениц – этим помогает садоводам и огородникам сберечь урожай. У скворца - скворчата.
Ворона: Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Чтобы скворцов никто не беспокоил, люди делают скворечники и прикрепляют высоко на дерево. Скворец хорошо поет, подражает голосам других птиц, может изобразить, как кукует кукушка.
Воспитатель: Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Ворона: Ласточка строит себе гнезда из глины, чтобы глина легко лепилась, ласточка смачивает ее своей слюной. А питается ласточка на лету насекомыми, пьет она тоже прямо на лету. Посмотрите, как она выглядит – у нее белая грудка и очень необычный хвост – разделенный на две части.
4. Физминутка (дети стоят возле стульчиков)
Из скворечника торчат (большой палец соединяем с указательным)
Клювы маленьких скворчат (большой - со средним)
Клювы-раз, (большой - с безымянным)
Клювы-два, (большой - с мизинцем)
Лапки, (топают)
Крылья, (машут)
Голова (качают)
5. Загадывание загадок (загадывают воспитатель и Ворона по очереди)
- Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/
- Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (ласточка).
- Кто на елке, на суку счет ведё т: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
- На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его (скворец).
- Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей (грач).
- Взад, вперед по пашне вскачь, а зовётся птица… (грач).
- Угадайте, что за птичка: темненькая невеличка, беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца (ласточка).
6. Д/У «У кого кто?» (Показывая птицу на карточке, дети отвечают, например: у скворца - скворчата)
7. Д/И «Помоги птице свить гнездо»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего птицам гнезда? Давайте попробуем для наших перелетных птиц свить гнезда. Что нам для этого нужно? (на столы выкладываются карточки с изображением 4-х перелетных птиц, дети выбирают материал из общей корзины: для грача – ветки потолще, для ласточки - глину и пух, для скворца – тоненькие веточки, а кукушке …; Ворона летает и проверяет правильность выбора, задает вопросы)
Воспитатель: Ворона, наши дети правильно приготовили материал для строительства гнёзд? Давайте попробуем построить гнезда для птичек. Ох, и трудная эта работа! Тогда позовем птиц, чтоб они к нам прилетали скорей и строили свои гнезда сами!
Все вместе: Прилетайте, кто захочет, мы вас любим очень - очень!
8. Итог. В конце занятия Ворона благодарит детей за помощь, дарит им раскраски с изображением тех птиц, о которых шла речь на занятии.