Гелена Кузнецова
Консультация «Возможности дидактических игр в развитии младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Для ребенка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.
Игра, а также связанные с ней виды деятельности (конструирование, изобразительная и музыкальная деятельность и др.) является наиболее эффективными формами развивающего обучения младших дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как универсальное средство воспитания и развития детей. Развивающий эффект дидактических игр, имеющих стабильную форму и структуру, определяется содержанием, характером дидактических материалов. Игровые действия и взаимодействия детей определяются правилами. Заданная структура дидактической игры позволяет насыщать ее новым содержанием, отражающим современную жизнь, создавать новые варианты игр. Системы дидактических игр впервые были разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори. Специфическим признаком дидактической игры является сочетание условного игрового плана деятельности с ее развивающей направленностью. Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
Публикация «Консультация „Возможности дидактических игр в развитии младших дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
•Игры-занятия;
•Дидактические игры.
Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений и включает в себя:
- обучающую и игровую задачи;
- игровое действие и игровые правила.
Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т. д., на закрепление знаний, умений, навыков и представлений.
Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий.
Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре.
Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия.
Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем сложнее решить поставленную задачу.
Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой.
Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, согласовывать слово и действие).
На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка.
Педагог должен контролировать развитие игровых действий, постепенно разнообразить их, придумывая новые интересные повороты в игре. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.
Для того чтобы дидактическая игра была полноценной, в ее структуре должны присутствовать все указанные выше компоненты, иначе она превращается в дидактическое упражнение, целью которого является оттачивание различных навыков, действий, операций. Такая тренировка сама по себе тоже имеет важную роль в умственном и практическом развитии детей в том случае, когда необходимо в чем-то поупражняться.
В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр : по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы. Среди них - принцип систематичности и последовательности. Исходя из него, дидактические игры должны проводиться в определенной последовательности, распределятся от простого к сложному.
Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение игр.