Людмила Ширнина
Роль кумулятивных сказок в развитии речи дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка входит в жизнь человека от его рождения и остаётся с ним на всю жизнь. Именно со сказки начинается знакомство малыша со всем окружающим миром. Ребёнок знакомится с миром литературы, учится различать вымысел и реальность, пытается фантазировать, оставляя простор воображению. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Чтобы придуманный сказочный сюжет донести до зрителя, ребёнок должен обладать богатым словарным запасом. Но как показывает практика, на протяжении последних лет у дошкольников наблюдается низкий уровень речевого развития. Сегодня дошкольное образование становится уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием.
Публикация «Роль кумулятивных сказок в развитии речи дошкольников,» размещена в разделах
ФГОС ДО утверждает основные принципы дошкольного образования, а именно – полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Изучение кумулятивных сказок создаёт широкие возможности для речевого развития дошкольников на разных возрастных этапах. Велико значение кумулятивных сказок как средства развития речи, памяти, внимания дошколят. Ребёнок, сочиняя сказку, производит в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем синтезирует новое явление: новую композицию, образы новых сказочных героев, обстоятельства их жизни. В творческом процессе работы над сюжетом новой сказки ребёнок обогащает словарный запас новыми словами, сочетанием слов, учится выстраивать контекстное высказывание. Необходимо отметить, о важности познавательной стороны кумулятивной сказки. В народных сказках о своей жизни, традициях повествует сам создатель – народ. Кумулятивные сказки имеют своеобразную композицию: экспозиция, кумуляция и финал. Например, в начале, повествуется о каком – либо событии: баба печёт колобок, дед сажает репку и так далее. Разрастающаяся цепь событий ведёт к финалу. В кумулятивных сказках существуют разные способы создания сюжетных цепочек – это могут быть появления непрошенных гостей, уход животных из дома, ряд обменов от лучшего к худшему и наоборот. Во всех случаях ребёнок включает свою фантазию и проявляет её на протяжении всего сказочного сюжета. В результате в тексте одной сказки взаимодействуют разные типы кумуляции.
В своей работе с дошколятами я довольно часто использую кумулятивные сказки для закрепления материала, обогащения детского словаря новыми словами, сочетаниями слов, для развития речи, памяти и внимания. Дети с удовольствием придумывают продолжения к знакомым сказкам или другой конец сказки. Такая работа помогает ребёнку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти новые пути решения. Таким образом, работа с кумулятивными сказками в ДОУ способствует развитию навыков связной (монологической) речи, формированию коммуникативных, познавательных способностей дошкольников.