Жанна Оскольская
Роль игры-драматизации в развитии эмоций и чувств старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим.
Под игрой-драматизацией понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом.
Публикация «Роль игры-драматизации в развитии эмоций и чувств старших дошкольников» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый, переигрывает произведение так, как хочется по своему желанию и в свободное время.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового
сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр и предлагают решение задачи по обогащению эмоций и чувств у дошкольников через чувствование и понимание эмоционального состояния героев литературных персонажей.
Театрализованные игры, как считает Т. А. Куликова [ Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия. - 201. - 416 с. ] имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом определена текстом художественного произведения. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания.
Л. В. Артемова [Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя детского сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 127 с. ] подчеркивает, что в игре-драматизации ребенок берет на себя роль, входит в образ героя художественного произведения. Важно, по мнению 3. Колесниковой [Колесникова З. Игрушечный театр [Текст] : 3. Колесникова // Игра и дети. -2007.-№6.-с. 13 -15.] то, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, эмоции и чувства, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления, все это
очень важно для развития дошкольника.
Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).
По мнению Р. И. Жуковской [Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре [Текст]/ Сост. Р. И. Жуковская. - М. : АПН РСФСР, 1983.] игры-драматизации направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами «языка» эмоций, создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости.
Л. П. Стрелкова [ Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека [Текст] : В. Минаева, Л. П. Стрелкова // Дошкольное воспитание. -2003.-№2.-с. 13-20.] отмечает, что игры-драматизации являются для детей дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.
В ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые эмоциональные отношения.
Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят соответствующий отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.
Таким образом, в играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только вызвать эмоциональный отклик ребенка, но и создать условия для обогащения представлений детей об эмоциях и чувствах. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе игр-драматизации то, что было ими пережито во время восприятия. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.
Принимая участие в игре-драматизации, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.