татьяна омельченко
Опыт работы «Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста …. 2
Глава 1. Основные формы и методы воспитания культуры поведения в научно-педагогической литературе …. 3
Глава 2. Теоретические основы планирования работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников….4
Глава 3. Практическая часть…5
Заключение…. 6
Публикация «Опыт работы „Значение перспективного планирования в формировании навыков культуры поведения у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Опыт работы, практика
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Список используемой литературы…. 7
Приложение…. 8
Введение.
В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Одним из его направлений является воспитание культуры поведения. Как бы разносторонне мы не развивали наших детей, если мы не научим их культуре общения, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура, нет будущего. Именно поэтому тема данной работы очень актуальна в настоящее время.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста показал, что исследованиями в этой области занимались такие ученые как Петерина С. В., Курочкина И. Н., Островская Л. Ф. ,. Мудрик А. В, Буре Р. С., Ткаченко Т. А., Есина Л. Д. и другие. Все они едины в утверждении, что воспитывать культуру поведения следует с детства и дошкольный возраст имеет все предпосылки для этого.
Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена цель работы : поиск эффективных педагогических форм и методов работы, направленных на воспитание культуры поведения у детей 5 - 6 лет. Объектом исследования выступил педагогический процесс, направленный на воспитание культуры поведения у детей 5 - 6 лет. Предметом исследования - педагогические формы и методы, способствующие воспитанию культуры поведения у старших дошкольников. Гипотеза: воспитание культуры поведения у старших дошкольников будет эффективным, если будет осуществляться целенаправленное и систематическое планирование работы. Для достижения цели были поставлены задачи: изучить основные формы и методы воспитания культуры поведения в научно-педагогической литературе; выявить уровень культуры поведения у детей старшей группы на начало и конец года; составить перспективное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей 5 - 6 лет. Были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме воспитания культуры поведения у старших дошкольников; педагогическая диагностика; качественный и количественный анализ полученных данных.
ГЛАВА 1. Основные формы и методы работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников
Культура поведения дошкольника - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников выделяют следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [4,96].
Задачи воспитания культуры поведения решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников. [7,23] С этой целью С. В. Петерина предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Н. А. Ветлугина и Т. Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей. [1] В. И. Логинова, М. А. Саморукова, Л. Ф Островская кроме этических бесед эффективными методами считают различные виды игр., чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций. [3,143]
Таким образом, продуманное использование разнообразных форм, методов и приемов работы позволяет осуществлять процесс воспитания культуры поведения через все виды детской деятельности.
ГЛАВА 2. Теоретические основы планирования работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников
Чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание культуры поведения старших дошкольников необходимо эту работу планировать… Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с программными задачами. [5]
Если нужно обеспечить более углубленную работу по формированию культуры поведения старших дошкольников, используют систематические занятия, которые включаются в познавательный раздел. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Так же самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность». Здесь непосредственно планируются цели таких форм : игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, чтение художественной литературы и другие формы работы с детьми…Нельзя обойти такую форму организации как праздники и развлечения в детском саду, куда так же можно включать введение специализированных дней («день здоровья», «день вежливости», «день добрых дел» и другие). [6]
Итак, старший дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения, если созданы все педагогические условия для работы и ведется ее систематическое планирование.
ГЛАВА 3. Практическая часть.
3.1 Итоги констатирующего этапа. В начале учебного года провела диагностику навыков культуры поведения у детей 5-6 лет. (Таблица1). Ее итоги показали, что уровень культуры поведения у детей недостаточно высок. Это позволило сделать вывод, что решение проблемы воспитания культуры поведения возможно при создании перспективного планирования работы.
3.2 Реализация системы мероприятий по повышению уровня культуры поведения дошкольников. На основе программных задач я составила примерный перспективный план работы на год. (Приложение 1) С учетом его мероприятий проводила с детьми игры, игровые упражнения, направленные на привлечение внимания к пониманию и выражению чувств, эмоций, настроения, поступков. Увлекательно проходили беседы по картинкам из демонстрационных материалов Фесюковой Л. Б., Мирошниченко И. В. ; занятия, во время которых дети учились угадывать настроение, передавать его с помощью эмоций, мимики, жестов, употреблять в речи вежливые слова, правильно вести себя в общественных местах, за столом. Большую роль сыграло и чтение художественной литературы на нравственные темы.
3.3 Итоги заключительного этапа работы. После проведенной на основе перспективного планирования работы по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет была сделана повторная диагностика (Таблица2). В результате чего у ребят был отмечен высокий рост уровня сформированности навыков культуры поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сравнение итогов констатирующего и заключительного этапов (голограмма 1, показало рост уровня воспитания культуры поведения у детей старшей группы. Ребята стали общительными, тактичными, доброжелательными, приветливыми, научились правильно вести себя за столом, в общественных местах, понимать чувства и настроение окружающих, проявлять сочувствие. Таким образом, подобранная мною система мероприятий оказалась эффективной - эксперимент удался, гипотеза подтвердилась. Действительно, планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.
В перспективе я наметила провести дальнейшие исследования в этой же сфере: определить эффективные формы и методы работы с родителями, способствующие воспитанию культуры поведения у дошкольников; выяснить, насколько значимо перспективное планирование в работе с родителями.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А., Буре Р. С., Осокина Т. И. «Воспитание и обучение детей шестого года жизни», - М. : Просвещение, 1987.
2. Ермолаева М. В., Захарова А. Е., Калинина Л. И., Наумова С. И. «Психологическая практика в системе образования». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».- М. : Просвещение, 1987.
4. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»- М. : Просвещение, 1986.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика».- М. : Просвещение 1998.
6. Подласый И. П. Педагогика. - М. : Просвещение, 1996
7. Рычашкова Л. С. «Упражнения по закреплению культуры поведения». Д/в №3 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в старшей группе