Марина Шамсутдинова
Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский
Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный, аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. Помоему, один из путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказки. Сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В формировании и развитии личности дошкольника я стала использовать метод Сказкотерапии.
Публикация «Опыт работы „Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Я поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.
Для достижения цели я наметила следующие задачи:
- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;
-применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;
-изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;
- развивать коммуникативные навыки;
-развивать воображение, мышление;
-воспитывать чувство доброты;
-укрепление психического здоровья ребёнка
В своей работе с детьми я использую методы предложенные психологами и педагогами В. А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным, Л. И. Журовай, Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой, Л. Б. Фесюковой.
Классификация сказок :
1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т. е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.
В работе со сказкой я использую следующие формы организации:
• Игровые занятия;
• Комплексные занятия;
• Интегрированные занятия;
• Тематические недели.
В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.
Методы и приемы работы со сказкой :
• Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.
• Элементы театрализации.
• Творческие задания.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Работу с использованием сказкотерапии начала проводить со старшей группы.
Занятия по сказкам провожу один-два раза в неделю. Длительность их может быть разной: 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности, при необходимости любое занятие можно сократить до минимума. В случае непредвиденного утомления детей занятие можно мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.
Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.
Для этого предлагаются три техники расслабления:
а) расслабление по контрасту с напряжением;
б) расслабление с фиксацией внимания на дыхание;
в) расслабление — медитация.
При работе со сказкой разработала алгоритм :
1. чтение сказки;
2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;
3. понтомимические этюды;
4. упражнения на активизацию лексики;
5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);
6. игры и игры-драматизации.
В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, АРТ-терапия (рисунок, театр, которые способствуют развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школ.
Так, например в игре «Сказочники» использую различные виды театра,вместе с детьми сочиняем новые сказки, используя игровые упражнения:
«Анализ ситуации и ресурсов» (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей и т. д.). Помочь главному герою найти решение проблемных ситуаций.
«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы). «Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).
«Изменение сказочной развязки» (в сказке «Два жадных медвежонка» вместо сыра, таблетки от жадности).
Использую нетрадиционные формы работы «Клубок сказок» Сколько сказок свернулось в клубок?
Творческое рассказывание по картинкам
— «Ты картинку рассмотри и нам что-нибудь (сказку или рассказ) расскажи». Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения Ребенок самостоятельно придумывает содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, нужно было придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку.
Творческая работа по мотивам сказки : Ребенку предлагаю ответить на ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему? Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.
Переписывание и дописывание сказок.
Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.
Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. В рамках театральной недели решили подготовить и показать сказку собственного сочинения. При выборе сказки каждый хотел инсценировать свою сказку, но определив количество участвующих героев, остановились на сказке сочиненной Ани Иголкиной с родителями «Сказка о маленьком тигренке и его друзьях», так как в драматизации этой сказки могла участвовать вся группа.
Рисование по мотивам сказки. Дети рисуют рисунок наиболее значимого для него отрывка.
Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.
В своих «сочинениях» дети стараются сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка, помочь понять алгоритм составления текста сказочного содержания.
Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.
В нашей группе организован уголок сказки : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрациик сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы
Результатом моей работы со сказкой является :
• Установление психологического комфорта в коллективе.
• Формирование у детей познавательного интереса.
• Развитие связной монологической, диалогической речи.
• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.
• Развитие творческого воображения, мышления.
• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.
• Овладение навыками взаимоотношения с миром.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.