Любовь Жижкина
Опыт работы воспитателя «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в театральной деятельности».
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района Брянской области
Жижкиной Любовь Геннадьевны
Развитие творческой активности
детей дошкольного возраста в театральной деятельности.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в театральной деятельности“,» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театральной деятельности получила научное обоснование. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка, способствует его адаптации в социальной среде и формированию базиса его личностной культуры. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это безусловно влияет на развитие сферы чувств дошкольника, переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Театральная деятельность используется в предупреждении и преодолении у ребенка тревожности и страхов, неуверенности в себе и своих возможностях. Велика роль театральной деятельности и в речевом развитии ребенка, театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя речи, диалога, монолога.
Театральная деятельность – всесторонне развивает ребенка :
• формируя знания об окружающем мире;
• активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
• развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
• формируя у детей представление о театре как об искусстве, воспитывая у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствуя их музыкальные способности при создании художественного образа;
• совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
• развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.
К сожалению, в настоящее время в массовой практике дошкольных учреждений, театральная деятельность зависит от желания и интересов педагога.
Все вышесказанное определило главную и интересующую меня
цель: развитие творческой активности детей дошкольного возраста в театральной деятельности.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
• Формировать положительное отношение и интерес у детей к театральной деятельности;
• Способствовать развитию творческой активности детей в театральной деятельности;
• Приобщать детей к театральной культуре;
• Расширять игровой опыт за счет освоения разновидностей игры – драматизации;
• Привлекать детей и взрослых к участию в декоративно оформительской деятельности при подготовке к театральным представлениям и развивать потребность в совместной театральной деятельности.
Система работы по данной теме представляет собой взаимосвязанные этапы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение детской деятельности, анкетирование родителей воспитанников; создание в группе предметно-развивающей среды; диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей; организация специальных актерских тренировок на играх-занятиях для овладения средствами образной выразительности (позой, жестами, мимикой, интонацией, пантомимикой) через кружковую работу; использование театральных персонажей на занятиях и вне занятий; формирование произвольного поведения дошкольников в различных ситуациях. Наблюдая за игрой детей, я заметила, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Поэтому свою работу начала с создания условий для театрально-игровой деятельности при активной поддержке родителей. Были сшиты наборы кукол, изготовлены ширма и сменные декорации, различные виды театров, маски-шапочки и т. д. ; игровая среда пополнена наборами мелких игрушек и музыкальными инструментами.
При построении среды пришлось столкнуться с противоречием: с одной стороны, ограниченность помещений, а с другой – необходимость создания условий для проявления свободной детской активности детей. Это противоречие решила через моделирование среды – многоплановое использование разнообразных по размеру, цветовой гамме и форме ширм, которые легко создают необходимый для воплощения фантазии ребенка интерьер, дают возможность уединиться и использование групповой комнаты, спальни, раздевалки. При построении развивающей среды особое внимание уделяю соблюдению принципа комплексирования и гибкого зонирования. Дети в группе имеют возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.
Театральный центр представлен разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр., разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольные кукольные, настольные конусные, пальчиковый, магнитный, театр картинок, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления.
Костюмерная оснащена: костюмами для спектаклей, режиссерских игр, игр драматизаций, париковыми изделиями, бижутерией.
В группе создан «Уголок книги» с фондом соответствующей литературы, имеются книги и иллюстрации, открытки о театрах, а так же книжки малышки сочиненные и проиллюстрированные детьми. При помощи строительного материала дети с большим интересом строят постройки театра, различных зданий, что позволяет им создавать необычные конструкции и обыгрывать их с помощью мелкого игрового материала, а также развивать сюжетно ролевые игры, перерастающие в театральные. Немаловажен для развития творческой активности «уголок изодеятельности», в котором дети изготавливают театральную атрибутику.
В музыкальном зале размещены различные виды кукольных театров, маски, выполненные руками сотрудников. В интерьере детского сада так же нашло отражение театрального направления. Стены детского сада украшают красочные вязаные панно, выполненные руками педагогов по сюжетам любимых детских сказок, цикл картин по временам года, цикл картин из соленого теста, фотовыставки различных праздников и представлений в ДОУ и за его пределами.
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.
В основе нашего подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит социоигровая методика (автор А. П. Ершова, которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.
В своей работе использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.
Продумывая каждую форму работы по развитию творческой активности, стараюсь, чтобы детям не было скучно. Побуждаю их к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности : мимики, жеста, позы, движения, интонации. Начиная со второй младшей группы, знакомлю со сказками, перечитывая их несколько раз. Неспешное выразительное рассказывание сказок доставляет ребятам массу удовольствий, заставляет работать воображение. В ходе основательного знакомства со сказкой чтение сочетаю с обыгрыванием эпизодов. Использую для обыгрывания разные виды театров теневой, кукольный, пальчиковый. Разыгрываем вместе с детьми потешки, песенки, прибаутки. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерты. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей игрушек и начинают выступать читать стихи, исполнять песни, танцевать, управлять пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. Часто играю с детьми в пальчиковые игры с сюжетом. На прогулке играем в сюжетные подвижные игры.
Используя этюды, упражнения (Котята просыпаются, Лисичка идет) развиваю навыки театрально игровой деятельности. Для этюдов и упражнений подбираю музыку, соответствующую определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети сами могут фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы. Также использую диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого беру стихи с явно выраженной формой диалога или сюжетно ролевую игру, с использованием диалога. Дети воплощают свои планы в игре самостоятельно или с моей помощью, распределяют роли, выполняют игровые правила.
Успешность обучения в школе зависит от уровня развития речи. Театрализованные игры использую составной частью в занятия по развитию речи. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Театрализованные игры входят составной частью в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и конечно же, украсят любой праздник. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра : кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр-драматизации и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности. При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают: Буратино рассказывает детям о буквах, цифрах; пчелка Мая - о жизни насекомых. А такие персонажи как Незнайка, Шапокляк способствуют установлению обратной связи, помогают стимулировать их мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать им свою точку зрения. С помощью куклы (Волк, Лиса, Карабас-Барабас) корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выявлено, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Считаю куклу помощником в решении многих педагогических задач. Обращаю внимание на то, что для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает - мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы.
Наблюдая за детьми, я поняла что мои дети готовы к большему и обсудив с ними мы решили создать театральный кружок «Мозаика». Театрализованные занятия представляют собой систему творческих игр и этюдов, проводятся 1 раз в неделю.
Содержание театрализованных занятий включают в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Во второй половине дня на занятиях в кружке мы читаем тексты, обыгрываем эпизоды, проводим этюды и упражнения на тему сказки или работаем над оформлением и изготовлением атрибутов. Знакомлю детей с театральными профессиями, устройством театра, назначением театральных помещений с помощью дидактических и сюжетных игр. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Дети любят сочинять свои сказки Мы их записываем, иллюстрируем, оформляя в книжки малышки, а затем готовим показ ее детям ДОУ.
Так нами были подготовлены и показаны театральные представления «Бродит осень у ворот», «Сказка о дружбе», «Репка», дни именинников, литературные викторины по сказкам.
Свою работу провожу в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. В ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников. Подготовку к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло. Затем делаем фотовыставку в ДОУ и оформляем памятные фотоальбомы, маленькие артисты рассматривают себя. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им увидеть себя и свою работу со стороны. Проводятся выступления детей старших групп перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником.
Чтобы моя работа достигла желаемого результата, активизирую работу с социумом
Наибольший интерес у детей вызвали экскурсии в актовый зал академии БГАУ и театры г. Брянска. Детей интересовало все - что, где и как расположено, заворожила сцена. Дети были очарованы, они прочитали стихи и исполнили песню на сцене большого зала. Таким образом, работа по развитию творческой активности детей в театральной деятельности охватывает все формы детской деятельности и основана на перспективном планировании деятельности детей в кружковой работе.
Эффективность работы во многом зависит от взаимодействия с родителями, их участия в жизни детей. Поэтому серьезное внимание уделяю работе с родителями. Свою деятельность начала с изучения мнения родителей о предпочтениях ребенка в выборе игровых позиций. Анкетирование позволило выявить заинтересованность родителей в организации театрального кружка в группе, знания о театрах нашего города незначительны, родители согласны оказывать помощь в проведении театральных постановок, изготовлении афиш, костюмов, атрибутов.
Анализ работы показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наша театральная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями, занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, а также изучаю и совершенствую свое педагогическое мастерство.
В будущем планирую:
• Создание театрального коллектива.
• Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.
• Привлечь родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).