Приложение МААМ

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте, как одно из направлений работы с одарёнными детьми в ДОУ

Вера Батакина
Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте, как одно из направлений работы с одарёнными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Проще сказать лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Публикация «Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте, как одно из направлений работы с одарёнными детьми в ДОУ» размещена в разделах

Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Наряду с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Что такое воображение? Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт – богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребёнку накапливать образы и знания (эрудицию, развивать его мышление, если мы хотим, чтобы он стал творческим человеком. Именно поэтому на занятия по развитию творческого воображения большое место отводится упражнениям на развитие мышления (например угадать предмет по описанию, что может быть одновременно таким и таким, отгадывание загадок и др.).

На сегодняшний день существует около 70 приемов развития творческого воображения. В психологии известно несколько основных, традиционных механизмов воображения, которые позволяют создавать новые образы, а также альтернативные методы развития творческого воображения, созданные на их основе. Многие из этих методов могут быть успешно использованы при работе с дошкольниками, причем не только на занятиях, но и дома. Давайте рассмотрим некоторые из них. И начнем с традиционных - это агглютинация, гиперболизация и акцентирование. Несмотря на названия, суть их очень проста.

Агглютинация – это самое простое, что умеет воображение. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект. Вспомните кентавра, русалку, сфинкса, единорога, избушку на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы.

Следующий прием творческого воображения – акцентирование. Это выделение, подчеркивание какой-то одной детали или свойства предмета. Цель акцентирования – обратить внимание на эту деталь. Этот приём часто используют, чтобы выделить какое-нибудь качество человека. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Этим приемом пользуются художники, когда рисуют на кого-то дружеские шаржи или карикатуры. Например, изображают любопытному длинный нос, прожорливому — большой живот, жадному — длинные руки.

Следующий прием — гиперболизация. Суть его проста — преувеличение или преуменьшение. Все помнят Голову, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу, или Мальчика-с-пальчика. Они появились именно благодаря этому приему.

Мозговой штурм - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет работа по расширению детского кругозора. Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации, например:

- спасение сказочных героев (Красной Шапочки от Волка);

- решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, чем и на чем рисовать);

- как можно употреблять данный предмет (например книгу);

- проигрывание фантастической ситуации (что было бы, если) и др.

С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Например, земляне построили для своих детей космический детский сад (подводный, небесный и пр.). Как он выглядит? Какие проблемы возникнут у детей и взрослых?

К сожалению у детей дошкольного возраста сейчас отмечается довольно низкий уровень развития творческого воображения (результаты диагностики). Следует отметить, что психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа

Конечно, наилучший вариант - это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения, но если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателям можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки - матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки, придумывание сказки по предложениям (по цепочке друг за другом).

Ну и конечно стоит особо отметить влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения, т. к. рисование – это прежде всего одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

- Среди творческих занятий по рисованию можно выделить такие как:

- Дорисовывание фигур (как разных, так и одинаковых, пятен, клякс.

- Рисование приёмом аглютинации (например рыбаптица машина, фантастическое существо и др.). Можно также использовать этот прём в аппликации (кусочки изображений с разными частями чего-либо).

- Представь своё настроение в виде (цветка, явления природы, игрушки и др.) и нарисуй.

- Рисование контрастных понятий доброго и злого (добрые и злые волшебники, весёлого и грустного и др. (только для старших дошкольников).

- Рисование по замыслу.

- Рисование по кругу.

- Предложить изобразить что-либо цветом.

В заключении хотелось бы сказать: все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Литература:

1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М. : Просвещение – 1991.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. «Путь к волшебству», М. – 1999.

3. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей, СПб – 2006.

4. Кравцова Е. Е «Разбуди в ребёнке волшебника», М. : Просвещение; Учебная литература, 1996.

5. Практикум по арт-терапии под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2001.

6. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. — М. : Новая школа, 1996г. — 144с.

7. Дьяченко О. М. «Развитие воображения дошкольника», М. – 2008.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями по вопросам оздоровления детей как одно из направлений работы в ДОУ по ФГОС до Формы работы с родителями по вопросам оздоровления детей как одно из направлений работы в ДОУ по ФГОС ДО. Одним из требований ФГОС ДО является.

Художественно-эстетическое развитие как одно из направлений в работе ДОУХудожественно-эстетическое развитие как одно из направлений в работе ДОУ Художественно-эстетическое развитие – одно из направлений развития и образования детей. Данное направление предполагает развитие предпосылок.

План работы с одарёнными детьми Директор школы ___ Л. А. Усербаева План работы с одарёнными детьми 3 «Б» класса на 2016/2017 уч. год. (работа с Жандосызы.

Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.

Развитие творческого воображения дошкольников на музыкальных занятиях Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека,.

Развитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчестваРазвитие творческого воображения и фантазии у дошкольников посредством художественного творчества Уильям блейк:В одном мгновеньи видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка.

Развитие творческого воображения-один из основных принципов оздоровительно-развивающей работы с детьми. «Развитие творческого воображения - один из, основных принципов оздоровительно - развивающей работы с детьми». Человеческое дитя - здоровое,.

Развитие эмоций в дошкольном возрасте ТЕМА: «Развитие эмоций в дошкольном возрасте». План: 1. Понятие «эмоции», своеобразие эмоций. 2. Развитие эмоций у дошкольников. 3. Диагностика.

Серия игр на развитие творческого воображения для детей 5–6 лет. Волшебная ниточка. Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников. Консультация для родителей Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Организуя работу с детьми по развитию воображения в изобразительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте, как одно из направлений работы с одарёнными детьми в ДОУ
Опубликовано: 11 января 2017 в 22:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте, как одно из направлений работы с одарёнными детьми в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Вера Батакина (УИ 393623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД