Галина Грачёва
Развитие творческого воображения-один из основных принципов оздоровительно-развивающей работы с детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческого воображения - один из, основных принципов оздоровительно - развивающей работы с детьми». Человеческое дитя - здоровое, развитое. Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого? Ответ волнует нас, прежде всего, педагогов-практиков.
Публикация «Развитие творческого воображения-один из основных принципов оздоровительно-развивающей работы с детьми,» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, роль движений в целостном психологическом развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особого обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника.
Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, и это не лишено смысла. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.
Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность: это физкультурные занятия, двигательно-оздоровительные моменты в течение дня, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность, кружковая работа, индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии.
Основным принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми - это развитие творческого воображения - главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении всей оздоровительной работы с дошкольниками.
За последние годы проведены исследования, установившие эффективность методов соревнования и творческих заданий в подвижных играх детей дошкольного возраста /Л. М. Коровина/, целесообразность обучения детей основным движениям через игровые моменты /Н. В. Похехина, Е. А. Коровина/. Творческие задания являются своеобразным средством познания окружающего мира и средством повышения двигательной активности детей.
Интересно использовать в работе метод «творческих заданий» и метод соревнования. Эти задания носят различный характер, в зависимости от поставленной цели: 1. Это варьирование способов организации подвижных игр, 2. Игровые подражательные движения для обучения детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям; индивидуально-дифференцированные поручения; метод соревнований.
Итак, подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр с заданиями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность. Например: "Кто как сможет" /передвигаться бегом нельзя, можно кувыркаться, перекатываться сбоку на бок, ходить на коленях, на четвереньках /кто как может/; известная русская народная игра "Удочка", "Мешочек". Игру можно проводить двумя командами, стоящими в колонне по одному, выигрывает та команда, в которой останется большее количество детей. "Петухи". Игру можно усложнить, если "петухи" будут прыгать на одной ноге, надувать щеки. Оставшийся в кругу, выигрывает поединок.
Также сюда можно отнести и подвижные игры, где используются задания, с целью проявления физических качеств в сочетании с мыслительными операциями. Например, "Зайцы в огороде". Текст определяет содержание игры: "Вышли зайцы на лужок, видят огород, там капуста, все вперед! Но дружок, знакомый пес, стережет тот огород, как капусту утащить, чтобы шкуру сохранить". Детям предлагаю несколько вариантов заданий: зайцы должны утащить капусту, не вставая на задние лапы! Каждый заяц, неся капусту, заметает следы: указываю способ передвижения: на двух лапах и т. д.
в содержание игровых занятий включается по:5навательный материал, расширяющий кругозор ребенка, составляются задания на имитацию движений животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей.
Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Например, при объяснении ребенку техники ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной, ребенок не сразу понимает и трудность в выполнении данного движения вызывает нежелание его продолжать. Но скажите "Паучок", покажите движение, и ребенок преодолевает любое двигательное препятствие, потому что это уже игра. А дальше наш "паучок" будет ползать с подниманием и опусканием живота, прыгать на двух ногах, подскакивать с ноги на ногу, кружиться и вертеться на двух ногах и одной руке. Образно-подражательные движения носят творческий характер, развивают у детей двигательную активность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, внимание.
Эффективность таких заданий заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползания и т. д.
Интересным, на мой взгляд, является создание педагогом и детьми своеобразных двигательных перевертышей. На этом, например, строится подвижная игра "Обезьянки". В ней дети вначале изображают послушных обезьянок, которые очень старательно копируют движения педагога. Но вот обезьянки устают и становятся непослушными. Они больше не хотят выполнять движения по образцу. Ребята самостоятельно придумывают и выполняют совершенно другие движения. Далее педагог организует игру в "непослушание", но с правилами: движения детей должны быть противоположны тем, что демонстрирует взрослый. Это и есть один из способов создания двигательных перевертышей.
Дети старшего дошкольного возраста способны "войти" в воображаемую ситуацию, обстоятельства, для них характерна искренность переживания.
увлеченность игрой, но главным остается - помочь ребенку пережить это состояние выработать у дошкольника отношение к собственному движению и выполняюш;ему его органу, как к особому субъекту /идеи Бернштейна, Запорожца/.
Предположим, что ребенок испытывает существенные трудности при выполнении определенных движений, например, при подбрасывании мяча одной рукой и попытке его поймать. - "Не получается? Ничего страшного"- говорит педагог. - "Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Какие они умелые и ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мяч". Или: при прыжках вперед руки очень трудно вынести вперед, тогда руки превращаются в крылья, ими нужно взмахнуть вперед, чтобы взлететь", или: прыжки на двух ногах вперед: одна ножка не может жить без другой, это как два друга и т. д.
Таким образом, ребенок в условном плане как бы вводится в зону ближайшего развития своих собственных двигательных возможностей, в результате чего заметно повышается уровень его двигательных возможностей.
"Метод" соревнования и творческих заданий используются в активном отдыхе детей физкультурных досугах, праздниках, Днях здоровья, играх, веселых стартах. Интересные сюжетные эстафеты: "Разожги костер", "Дары осени", "Эстафеты в джунглях", "Автогонки"; шуточные конкурсы и забавы: "Кто быстрее на метле", "Петухи в кругу", "Поймай за хвост дракона", "Паук", "Кенгуру", "Измерь длину удава", "Заплети косу" и т. д. Все это приносит детям массу положительных эмоций развиваются быстрота, ловкость, сила, воспитывается доброжелательность, жизнелюбие.
Хочу закончить словами Н. Н. Ефименко: физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью.