Приложение МААМ

Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком»

Елена Веселова
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Введение.

2. Актуальность проблемы.

3. Новизна.

4. Теоретическая часть.

4.1 Анализ психолого-педагогических исследований в области эмоционального развития

4.2 Анализ программно-методического обеспечения

5. Практическая часть.

5.1. Цель. Задачи работы.

5.2 Система работы по развитию эмоциональной сферы детей посредством рисования песком

6. Работа с родителями

7. Результативность опыта

Публикация «Опыт работы „Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком“» размещена в разделах

Список литературы

Рисование песком – это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Мариелла Зейц

1. Введение

Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая задача как родителей, так и педагогов. Неслучайно одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (ФГОС ДО Общие положения 1.6.)

В решении этой проблемы помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком и водой. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития.

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это не только один из самых необычных способов творческой деятельности, но и самый естественный и доступный для каждого ребенка. Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, рисование песком позволяет :

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

- стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической

чувствительности;

- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

- разнообразить способы сотрудничества.

2. Актуальность проблемы.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания : тревожность, выражающая в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредствомподражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.

Игры с песком, рисование песком имеют большое значение для психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

3. Новизна.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

Теоретическая часть.

4.1 Анализ психолого-педагогических исследований в области эмоционального развития.

Проблеме эмоций уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи.

В отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П. В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и

Говоря об исследовании чувств отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов – С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон, А. В. Петровский, А. Г. Ковалёв – считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.

Наблюдения и опыт показывают, что рисование песком, игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

«Песочная терапия» позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Цель песочной терапии состоит в том, чтобы дать возможность ребенку быть самим собой, а не менять и переделывать его. Именно игра является символическим языком для самовыражения ребенка, поэтому, управляя игрушками, он может лучше показать себя, чем смог бы выразить в словах свое собственное отношение к себе, к взрослым, к событиям в своей жизни и к окружающим.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии».

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и другими. К изучению игротерапии в последнее десятилетие стали обращаться многие педагоги и психологи и сказкотерапевты.

Создание мимолетных рисунков на экране с помощью песка, которые сменяют друг друга, называется песочной анимацией.

Специалисты говорят, что методика рисования песком даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

4. 2 Анализ программно-методического обеспечения.

Наш детский сад вот уже на протяжении нескольких лет работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На основании этой программы коллективом педагогов детского сада разработана основная образовательная программа «Самоцветики».

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование

основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция,

творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка, создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

Отличительные особенности Программы направленность на развитие личности ребенка, на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Задачи, направленные на развитие эмоциональной сферы дошкольников прослеживается по всем образовательным областям.

5. Практическая часть

5.1. Цель. Задачи работы.

Цель: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детьми посредством рисования песком.

Задачи:

- формировать представления детей о свойствах песка;

- побуждать создавать, понимать песочный сюжет;

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

-развивать эмоционально-чувственный опыт детей, художественное восприятие, творческое воображение, мыслительную, речевую активность;

- воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи,

сотрудничеству.

5.2. Система работы по использованию игр-занятий с песком в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Группы методов и приёмов игр-занятий с песком.

(практикум «Чудеса на песке» Т. Грабенко., Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульвилизаторами) Экспериментирование, наблюдение, опыт.

Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (Ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце; проливной дождь) Инсценировка и театрализация (животные пустыни, загадочное место, поиски воды)

Словесные методы

Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыни, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живёт). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).

Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоёма). Моделирование (сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра).

Формы работы с детьми во время проведения игр-занятий с песком.

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Игры-занятия с песком можно разделить на блоки:

(конспекты занятий, картотека игр О. Ю. Епанчинцевой

«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников»)

1. Познавательное развитие «Что это? Как интересно!»

«Здравствуй, песок!», «Чувствительные ладошки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Ныряние», «Что, спряталось в песке, «Узоры на песке», «Выкладываем и печатаем на песке», «Занимательная геометрия»

Цель: ознакомление со свойствами песка, развитие познавательных способностей, развитие тактильной чувствительности моторики рук.

2. Развитие эмоциональной сферы «Мы такие разные!»

«Моё настроение», «Сундучок эмоций», «Путешествие в сказку», «Проделки Песчаной бури», «Затерянный город» «Портрет на песке»

Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка, внутреннего душевного комфорта, чувства эмпатии, умение отражать в речи свои ощущения, настроение.

3. Игр– занятия направленные на формирование социальных навыков:

«Мир вокруг нас» «Песочные строители», «Песочная река», «Сказочная страна», «Песочное авторалли», «Посадим чудо-сад», «Песчаная коса», «Берег больших черепах»

Цель: формирование социально-эмоционального опыта детей путём расширения их представлений об окружающем мире, развитие творческого воображения, коммуникативности.

4. Игры-занятия на развитие практической деятельности «Мы - исследователи» :

«Из чего состоит песок?», «Песочные часы», «Насыпание-пересыпание»,

«Песочная лаборатория», «Весы», «Рыбалка», «Волшебное сито»

Цель: развитие экспериментальной деятельности, мыслительной активности, сообразительности, умение сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Игры с песком начинаются с развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее холодное», «сухое мокрое», «твердое мягкое», «гладкое шершавое». Например, упражнение «Чувствительные ладошки». Детям предлагается положить ладони на песок, погладить внутренней, затем тыльной стороной ладони. Детям даё тся задание: пропустить песок между ладоней, поиграть на поверхности песка, как на пианино, пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками оставляя следы, «Ползут змейки».

Упражнение «Загадка», «Секретики» побуждают детей определить на ощупь, что или кто спрятан в песке.

Выполняя различные упражнения с песком дети отмечают, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным, ему можно придать форму. Помогает в этом убедиться упражнения «Ручеёк течёт» - льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами. Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.

Любимое занятие дошкольников упражнение «Я пеку, пеку, пеку». Ребенок «выпекает из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш использует разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

Наблюдая, играя, экспериментируя с песком, подводим детей к выводу, что на мокром песке можно рисовать различные линии, геометрические фигуры, различные предметы, лица. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Способы рисования песком :

• песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;

• руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;

• пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;

• дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;

• поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;

• для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;

• для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;

• на последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

Обучение технике рисования песком проводится малыми группами (4-6 человек).

Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей:

• в подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения;

вводная часть предусматривает: использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать;

• основная часть - непосредственно работа с песком по теме;

• заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла.

Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

Обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека : радость, грусть, злость, страх, удивление используем упражнения: «Портрет на песке», «Песчинки - эмоций».

Даётся задание нарисовать свой портрет на песке :

- когда вам дарят новую игрушку;

- когда вас обидели;

- когда вы испугались;

- когда увидели радугу.

Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня весёлое настроение, потому что…»

Четко уяснить свойства и признаки песка позволяют опыты. Через лупу можно разглядеть форму песчинок. Если долго сыпать песок через воронку в одно место, получается конус, который «плывёт» : движение песка похоже на течение.

Дети сами делали вывод, что тяжёлые предметы оставляют более глубокий след на песке, чем лёгкие (сравнивали отпечаток тяжёлого ключа и карандаша).

Экспериментальная работа с разнообразными фильтрами, коктейльными трубочками, пульверизаторами даёт представление о сыпучести песка. Это инвентарь использовали в играх «Бабушкино сито», «Брызгалки» и др.

Разработанная система игр-занятий направлена на устранение негативных эмоций, на повышение общительности у детей, сохранение и поддержание психического здоровья детей, на развитие личностных особенностей каждого ребёнка с учётом его возможностей.

Игра и совместные действия с песком приносят радость и удивление детям.

6. Работа с родителями.

Методы и формы работы с родителями

- родительские собрания;

- консультации;

- советы;

- семинары-практикумы;

- дискуссии;

- тренинги;

- деловые игры с различной тематикой;

- совместные дискуссии;

- индивидуальная консультативная работа;

- день открытых дверей в ДОУ;

- анкетирование, тестирование родителей;

- фотовыставки;

- методические выставки литературы.

7. Результативность опыта.

Результатом такой работы стало ее эффективное и положительное влияние на психическое здоровье детей, улучшились показатели физического здоровья детей. Адаптация у новичков проходила быстрее, так как в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Проведённая работа позволила сделать следующие выводы:

• глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии, дид. игр с песком позволяет расширить кругозор, пополнить профессиональные знания;

рисование песком, игры с песком, песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

• проведённая работа оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

• действия с песком позволяют наладить эмоциональное общение со сверстниками и взрослыми;

рисование песком, игры с песком, песочная игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.

Я считаю, что работа прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что в главном направлении деятельности была обеспечена взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Это позволило повысить эффективность педагогической деятельности в целом.

Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников и развитии активной деятельности в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрение современных технологий.

Список литературы:

Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольника»

Москва 1992г.

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика-Синтез, 2014г.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке» Санкт-Петербург 2007г.

ЕпанчинцеваО. Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке». Настольная песочница – Москва: Институт новых технологий 2010 г.

Кузнецова А. «Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет»

Москва 2006г.

Публикации по теме:

Игры с песком-прекрасное средство для развития эмоциональной сферы дошкольников ИГРЫ С ПЕСКОМ - ПРЕКРАСНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей –.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр с песком (из опыта работы) Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием.

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и пескомРазвитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком Задачи: - Формирование устойчивых положительных эмоций у детей посредством предметной деятельности и взаимодействия со взрослыми. -Развитие.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность. 1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее - специальное образование.

Статья на тему «Развитие эмоциональной сферы детей с ДЦП» План : 1. Введение. а) Особенности развития эмоциональной сферы детей с ДЦП. б) Значение детских фантазий. Эмоциональная сфера является.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Занятие на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «Настроение и Я» ЗАНЯТИЕ на развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста «НАСТРОЕНИЕ и Я» Подготовила: Михайлова Е. В. Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком»
Опубликовано: 11 февраля 2017 в 17:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы детей посредством рисования песком»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Веселова (УИ 29818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД