Елена Гревцева
Опыт работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
тема: Активные формы работы по познавательно-речевому направлению в развитии детей дошкольного возраста.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Публикация «Опыт работы воспитателя» размещена в разделах
На сегодняшний день я вижу современное дошкольное образование, в котором личность ребенка формируется через собственную деятельность, через развитие игровых действий, познавательную активность, творчество детей, через различные виды деятельности.
Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего дошкольника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
В связи с этим, я внесла в свою работу с детьми такую модель обучения в роли активной формы, где дети выступают «субъектом» обучения, т. е. работают самостоятельно, выполняют творческие задания, и интерактивной-т. е. ребенок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса. Она носит творческий характер, в ходе которого формируются познавательные интересы и творческое мышление моих детей.
Цель:
-Всестороннее развитие личности ребёнка,
-приобщение к общечеловеческим ценностям,
-формирование творческого воображения, развитие любознательности, как основы познавательно-речевой активности.
Задачи:
-Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе.
-Способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности.
-Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности, способствующей возникновению познавательно-речевой активности.
-Совершенствовать предметно-развивающую среду в группе по данному направлению.
Опыт моей работы с дошкольниками показывает, что каждое мое занятие с детьми рассматривается как постоянно развивающаяся форма и строю ее на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода с использованием активных форм и методов, на основе которых формируются коммуникативные и познавательные действия: дети учатся планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, т. е. они идут к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Поэтому я включила в деятельность с детьми активные формы организации воспитательно-образовательного процесса. К ним отнесла:
1. Развивающие игры;
2. Игровые ситуации;
3. Экскурсии;
4. Наблюдения в природе;
5. Опытно-экспериментальная работа;
6. Детско-родительские проекты;
7. Графические символы;
8. Модельные схемы.
В своей работе большое внимание я уделяю методическому обеспечению в воспитательном процессе по познавательному-речевому направлению: так как наш детский сад работает по данному направлению.
1. Мною разработано комплексно-тематическое планирование по интеграции образовательных областей,
2. Разработана система конспектов различных
интегрированных мероприятий по познавательно-речевому направлению,
3. Разработала и осуществляю образовательные проекты в данном направлении.
Как воспитатель применяю инновационные технологии с целью создания оптимальных условий для развития познавательно-речевой активности детей. Всестороннее развитие личности ребёнка происходит только в процессе организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра.
Поскольку именно в игре дети развивают свои творческие способности, я стала внедрять всевозможные логические игры, занимательные игровые упражнения. Особенно активно дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, так как они способствуют развитию воображении, инициативности и самостоятельности играющих детей.
Опыт мой показывает, что именно ролевая игра помогает и учит детей «как бы по-настоящему» разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали.
К активным формам моей работы относится и поисковая (познавательно-исследовательская) деятельность. В группе оформила зону под названием «Центр науки», где мои дети «Почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов дети приобретают столько новых знаний о свойствах, предметов и явлений.
Маленькие «Знайки» учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет детям применять знания о природе при анализе новых ситуаций, получать первые научные знания.
Каждый ребенок получает возможность проводить опыты самостоятельно, испытать при этом радость открытия. В работе с детьми использую такие активные формы, как наблюдения по временам года: летом за муравьями, дождевыми червями, осенью- за птицами, улетающими на юг, осенним листопадом, зимой за снегом, температурой воздуха, весной- за почками на деревьях, прорастающими первыми цветами. Дети сами наблюдают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Широко применяю в работе с детьми такую активную форму как экскурсии.
Со своими детьми мы совершили ряд экскурсий:
экскурсии в детскую библиотеку, провели там литературную викторину по сказкам Пушкина А. С.
Посетили музей, где дети знакомились с историей основания села, ее предками, выставками скульптур и картин художников нашего края,
Посетили «Алею Славы»,
знакомились с школьной библиотекой СОШ №12,
детскую школу искусств, где дети имели возможность познакомиться с декоративно-прикладным искусством;
Поэтому я считаю, что взаимодействие с социумом, организация предметно пространственной образовательной среды способствует обогащению, накоплению опыта и знаний детей по всем образовательным областям.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена одной из важных задач- реализации проектной деятельности с детьми. В моей группе стало традицией использовать в работе с детьми проектную деятельность. Мною разработано ряд проектов : «Проект Книга», «вкусное лето», «Лето, это мы!», «Скоро в школу» и многие другие.
Мои воспитанники были активными участниками Краевого проекта «Птицы нашего края». Дети не только знакомились с птицами, но и участвовали в акциях. Вовлекала своих родителей воспитанников к участию в акции «Помоги птицам зимой» в течении всей зимы дети подкармливали птиц.
Акция «Скворечники». После проведенного праздника, посвященному весеннему прилету птиц, родители дружно участвовали в развешивании скворечников, что помогло мне воспитать в детях любовь к птицам и бережное отношение ко всему живому.
Наиболее эффективной активной формой по познавательно- речевому развитию детей считаю создание в группе мини-музеев, которые созданы в нашей предметно пространственной среде: музей машинок, богатство моря, куклы народов мира, музей камней. Это позволило расширить познавательные способности детей, представления о многообразии окружающего мира, развить проектно- исследовательские умения и навыки детей, сформировать, творческое, логическое мышление, воображение, развитие речи детей, коммуникативные навыки.
Большую работу провожу по преемственности детского сада и школы. Нам легко осуществлять тесное сотрудничество, так как моя группа расположена на базе СОШ №12. Одним из ярких мероприятий было проведение акции «Я талантлив!» встреча с учащимися СОШ №12, где дети смогли познакомиться с достижениями старшеклассников, бывших воспитанников нашего детского сада, которые открыли для них мир таланта.
Неоднократно участвовали в акциях по БДД «Засветись. Будь заметней на дороге», «Полицейский Дед Мороз», «Прогноз безопасности», «Безопасные дороги детям». Проведены совместные мероприятия с инспектором ГИБДД, мастер-класс по изготовлению фликеров.
В воспитательно-образовательной деятельности успешно применяю различные схемы и модели, они помогают усилить развивающее значение в ходе использования наглядных моделей, что приводит к активным действиям с предметами-заместителями в разных видах деятельности в работе с детьми. Все это развивает монологическую речь, облегчает запоминание и увеличивает объём памяти, в целом развивается речемыслительная деятельность. В своей работе с детьми использую эвристический прием- это форма игры путем наводящих вопросов, способствующих развитию находчивости, активности у детей, использую приемы сравнения, отгадывания загадок.
Одним из важных условий реализации образовательной программы по ФГОС ДО является непосредственное участие родителей в образовательной деятельности. В течении всего времени стараюсь разнообразить формы работы с родителями :
«Викторина вопрос-ответ», «Круглый стол»;
Дни открытых дверей;
Анкетирование, тестирование;
Мастер-классы;
Встреча с интересным человеком;
Детско-родительские проекты;
Спортивные праздники;
Тематические выставки по художественно-продуктивной деятельности;
Родительские собрания в форме «Гостиная для родителей»;
Творческие конкурсы, выставки.
Что позволяет заинтересовать в совместной работе и получении результата совместной деятельности. В родительских уголках размещена рубрика «Мама, поиграй со мной», где в течение года размещается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома.
В заключении очень важно отметить, что моя задача как педагога - поддержать естественное стремление ребенка к познанию. Все дети талантливы. И дети моей группы не исключение. Просто нужно время — это заметить.
Учитывая требование ФГОС ДО, моя работа направлена на достижение целевых ориентиров. Я уже могу сказать, что активные и интерактивные формы работы с детьми способствовали тому, что будущие выпускники моей группы — это дети которые:
Проявляют инициативность и самостоятельность;
Уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к окружающему миру и себе;
Обладают развитым воображением;
Достаточно хорошо владеют устной речью;
Проявлены творческие способности;
Способны к волевым усилиям в разных видах деятельности;
Проявляют любознательность, склонны наблюдать и экспериментировать.
Обладая этими качествами, с уверенностью могу сказать, что мои дети легко смогут освоить программу начального образования при поступлении в школу.