Константиненко Ольга
Опыт работы воспитателя «Ознакомление с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы воспитателя на тему : «Ознакомление с окружающим миром».
В своей работе я уделяю большое внимание комплексному изучению природы. Ведь она окружает ребенка с самого рождения и своей необычностью, новизной и разнообразием эмоционально воздействует на него, вызывает радость, восторг, удивление, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Этим и объясняется актуальность темы: «Ознакомление с окружающим миром как средство развития познавательной активности детей».
Публикация «Опыт работы воспитателя „Ознакомление с окружающим миром“» размещена в разделах
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Для улучшения своей работы я объединила разные виды деятельности – изобразительную, музыкальную, физическую, так я смогла сформировать более полное представления об окружающей действительности. Например, после наблюдения за солнцем ребята рисуют «лучистое солнышко», на музыкальных занятиях поют песни о природе, на занятиях по физической культуре используем сравнения «ходим как мишки, прыгаем как зайчики».
Я старалась создать в группе необходимую предметно-развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т. д.). Настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания, помогают больше познать окружающий мир.
Есть в группе любимые детьми книги: «Лесная газета» Виталия Бианки, «Лесная мозаика» Владимира Зотова, «Что за зверь» Евгения Чарушина. Дети с большим интересом рассматривают в них иллюстрации, делятся своими впечатлениями, знаниями.
Учитывая, что я работаю с младшими и старшими дошкольниками наибольшее место отвожу совместной деятельности. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Моя работа с детьми строится с учетом индивидуального подхода, что помогает поддерживать неуверенных детей, сдерживать торопливых, нагружать шустрых и не торопить медлительных. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем насыщенней их деятельность в природе.
Детей младшей дошкольной группы знакомлю с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучаю обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов, движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др., развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей подготовительной дошкольной группы развиваю элементарные формы логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, места обитания). Именно по этому направлению я бы хотела показать вам педагогическое мероприятие с детьми.
Мой опыт работы опирается на исследования Натальи Александровны Рыжовой, Майи Михайловны Марковской, Татьяны Александровны Серебряковой. Авторы исследований по этой проблематике доказывают, что период дошкольного детства – наиболее благоприятен для закладки основ ознакомления детей с окружающим миром.
В дальнейшем для успешного усвоения в школе всего цикла природоведческих дисциплин у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое.
Для себя я определила следующие традиционные задачи:
Образовательные:
- ввести ребёнка в мир природы.
- формировать реалистические представления об её объектах и явлениях.
- формировать у детей систему знаний о живой и неживой природе как среде жизни растений, животных и человека.
- формировать исследовательскую деятельность детей.
-приобщать детей к здоровому образу жизни.
Воспитательные :
-воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к окружающей среде.
-формировать бережное и заботливое отношение к миру природы
В педагогический процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационными методами:
-повышение познавательной активности (исследовательский, метод проектирования, метод вопросов, метод моделирования);
- повышение эмоциональной активности (игровая мотивация, воображаемые ситуации, проблемные ситуации).
В процессе Непрерывной Образовательной Деятельности я использую современные образовательные технологии:
-здоровьесберегающие (физкультминутки, элементы релаксации, например аудио записи «звуки природы»)
-информационно-компьютерные технологии (использую мультимедийные презентации).
Мои дети приняли участие в конкурсе «Берегите природу!» на муниципальном уровне. В детском саду готовим поделки и рисунки, в данный момент дети совместно с родителями принимают активное участие в конкурсе «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Получив положительные результаты своей работы, я решила поделиться с коллегами тем опытом, который накопила. Подготовила доклады и отчёты на педчасы и семинары, проводила открытые занятия.
Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, важно сделать родителей активными участниками образовательного процесса.
В помощь для наших пап и мам я оформляю папки- передвижки по своей теме, провожу родительские собрания, вечера досуги вместе с детьми, индивидуальные консультации.
Моя работа по изучению окружающего мира интересна и увлекательна. Я наметила для себя дальнейшие перспективы в работе : совместно с детьми создать книжки-самоделки «Мои любимые животные», «Звери готовятся к зиме», создать экологическую тропу на территории детского сада и мини-музеи.
Я думаю, что мне удалось сформировать у детей интерес к познанию окружающего мира, их познавательная деятельность сопровождается положительными эмоциями.
Работа по ознакомлению с природой приносит мне огромное удовлетворение, так как я вижу результат своего труда, получаю положительные отклики от коллег и родителей.