МААМ-картинки

Педагогический опыт воспитателя. «Воспитание умения организовать самостоятельную игровую деятельность детей пятого года жизни»

Любовь Петренко
Педагогический опыт воспитателя. «Воспитание умения организовать самостоятельную игровую деятельность детей пятого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность опыта.

Все мы хотим, чтоб дети к нам приходили умные, послушные, активные творческие, но к сожалению таких детей, с каждым годом все меньше и меньше. И моя задача как воспитателя все эти качества развивать. А так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому именно игру я беру за основу.

Публикация «Педагогический опыт воспитателя, „Воспитание умения организовать самостоятельную игровую деятельность детей пятого года жизни“» размещена в разделах

Разработчики "детсадовского" ФГОС считают, что стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольников, должен быть нацелен на то, что бы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.

Большое внимание в данных условиях уделяется самостоятельной деятельности дошкольника. Ставится акцент на игровые формы образования воспитанника, на отсутствие регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации развивающей среды игрового пространства. Самостоятельная деятельность дошкольников возникает по их инициативе для удовлетворения их индивидуальных потребностей и сопровождается их положительными эмоциями. Педагог может помочь ребенку, если в этом возникает необходимость. В своей работе большое место я отвожу самостоятельным играм детей.

В работе с дошкольниками мной используются различные виды игр. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией самостоятельной игровой деятельности современных детей. (Слайд. 1) Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Слайд2) (Барби, роботы, монстры, киборги и т. д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас, педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным развивающим играм, которые способствуют адекватной социализации ребенка. Проблема самостоятельной игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

2. Цель и задачи опыта

(Слайд3) Цель: Состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения умения самостоятельно организовать игровую деятельность, уверенность в себе, в своих возможностях. Развивать инициативу, активность, личность ребенка.

(Слайд4) Задачи: 1. Определить условия для развития самостоятельной игровой деятельности.

2. Разработать методические рекомендации для воспитателей к программе по воспитанию и умению организовать самостоятельную игровую деятельность.

3. Условия формирования опыта

Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к развитию и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей.

Активное овладение различными видами деятельности приводит к формированию самостоятельности как доминирующей черты активности старшего дошкольника. Особое значение приобретает тот факт, что в процессе развития самостоятельности ребенок приобретает способность к общему подходу в решении задач деятельности: умение принять цель или выдвинуть ее самому, понять условия решения задачи, найти способы ее решения, соотнести полученный результат с целью, внести коррективы, используя необходимые контрольно-ориентировочные действия.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

Предметно-развивающая среда имеет огромную развивающую функцию для самостоятельной деятельности, которая заключается в закреплении имеющихся навыков и развитии творческих способностей детей.

Используя предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен сам себе. Характер руководства со стороны воспитателя является косвенным: (Слайд5).

Выделяются следующие требования к оборудованию:

- безопасность для жизни и здоровья детей

- достаточность

- доступность

- разнообразие

-красочность

Развивающие игры, технические устройства, оборудование для экспериментирования, игрушки должны быть представлены в соответствии с потребностями детей в различных видах самостоятельной деятельности.

4. Теоретическая база опыта

Анализ литературы в ходе изучения самостоятельной игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изучение игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении. (Слайд7)

С. Л. Новоселова, например, пришла к выводу, что в самостоятельной игре совершается присвоение ребенком, опыта приобретенного в процессе общения со взрослыми на занятиях. В более широком плане это можно рассматривать как своеобразный переход исторически сложившегося опыта в индивидуальный опыт ребенка. Необходимо подчеркнуть методологическое значение взаимосвязи процесса получения знаний, фиксированных в способах предметного действия и общения, с процессом их реализации в самостоятельной деятельности, в основном в игре.

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей развития этого качества у человека – одна из центральных в психологической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций.

Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Первые проявления самостоятельности, как отмечают психологи и педагоги, проявляются в преддошкольном возрасте (Н. М. Аксарина, Т. В. Гуськова, А. А. Люблинская).

В дошкольной педагогике проблема развития самостоятельности анализировалась в связи с другими качествами личности: организованностью (З. А. Лиштованная, ответственностью (К. А. Климова, активностью (Л. И. Сайгушева). В работах Г. Н. Годиной, З. В. Елисеевой, Л. Е. Кононко, Н. С. Кривовой, О. И. Урбанской, освещается воспитание самостоятельности в возрастном аспекте, как в семье, так и в детском саду.

Данный анализ позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности самостоятельных игр как развивающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования - вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.

4. Технология опыта

(Слайд)

Опытно-экспериментальная программа включала три этапа:

I этап – подготовительный.

Его цель – привлечь детей к самостоятельному проведению сюжетно-ролевых игр, накоплению знаний о многообразии ролевых игр.

II этап – основной.

Он был направлен на накопление организационных действий, овладение способами действий для самостоятельного проведения сюжетно-ролевых игр.

III этап – заключительный.

Он включает в себя закрепление организационных умений.

Общеизвестно, что до того момента, когда ребенок начнет самостоятельно организовывать свою деятельность, он должен накопить в своем личном опыте определенный запас знаний о различных видах деятельности, а так же получить некоторые практические умения, навыки, которые затем пригодятся в организации своей деятельности. Исходя из этого, были выделены такие составляющие опытной работы для детей, как беседы; дидактические и сюжетно-ролевые игры; сюрпризные моменты; наблюдение за деятельностью взрослых; наглядное знакомство с незнакомыми предметами и их заместителями; показ действий с предметами; внесение образной игрушки; проведение дидактических игр, углубляющих и закрепляющих представление детей о самостоятельной деятельности; создание условий для предметно игровой деятельности; создание специальных ситуаций, требующих умения объединяться с другими детьми, элементарно планировать игру.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его преставлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Для решения задач формирующего этапа в опытно-экспериментальную программу были включены следующие методы работы: (слайд) экскурсии, беседы, рассказы об играх, комментирование собственных действий ребенком, проведение сюжетно-ролевых игр, решение различных ситуаций детьми с использованием кукол.

Воспитание умения самостоятельно организовать игровую деятельность у детей шестого года жизни достигалось через создание развивающей среды, требующей от ребенка способности реализовать приобретенные навыки в самостоятельной деятельности.

Целью работы I этапа

эксперимента являлось углубление интереса к самостоятельной деятельности; стремление обеспечить его устойчивый и осознанный характер; закрепление знаний детей о различных видах деятельности; показ возможных способов целесообразного и разнообразного применения предметов в играх различного содержания; формирование умений подбирать необходимое оборудование для реализации задуманного и использовании его в соответствии с поставленной целью в ситуация различного характера.

На I этапе

предлагала ряд заданий по накоплению знаний о сюжетно-ролевых играх, а так же знаний и умений их организовать самостоятельно. Для этого, согласно программе, было проведено «знакомство» с групповой комнатой. (Слайд) Обращала внимание детей на то, где можно найти необходимые атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр, какое место в группе наиболее удобно для этого.

В программе предусматривалось проведение беседы на тему: «Многообразие сюжетно-ролевых игр», целью, которой было заинтересовать детей самостоятельно продлить сюжетно-ролевые игры, расширить игровой кругозор, накопить знания о многообразии игр.

Так же, давала детям представления о способах построения сюжетно-ролевой игры, о роли взаимодействия со сверстниками в этой деятельности. Обогащала их опыт, учила соотносить, сравнивать организацию своей деятельности и деятельности других.

С целью уточнения представлений у детей о структуре, правилах и организации сюжетно-ролевых игр, совместно с детьми были разработаны правила организации сюжетно-ролевых игр: (Слайд)

1. Необходимо выбрать игру.

2. Договориться с товарищами об игре, распределить роли.

3. Подобрать необходимые атрибуты к игре.

4. Подготовить место для игры.

5. Наметить сюжет игры.

Для того чтобы дети владели необходимым запасом знаний о сюжетно-ролевых играх, знакомила детей, в общем, с игрой, рассказывала, какие атрибуты необходимы для нее, где лучше провести игру и в какое время.

Зная, что возникший интерес у детей необходимо поддерживать, развивать, проводились экскурсии. Для закрепления ролей игры, с детьми проводила беседу с подгруппой, (Слайд) на которой разъяснялись и уточнялись непонятные роли и организационные моменты в игре, обыгрывались небольшие сюжеты игры.

В течение всего времени изучения детьми игры, ее постоянно проигрывали, причем с вариантами, с целью повышения интереса к игре.

Обязательно поощрялись дети, которые пытались сами организовать игру, помогала им в этом, оценивали всех детей.

Для накопления организаторского опыта, уже на первом этапе, предлагала детям решать обучающие ситуации, используя куклы. Например: «Найди кукле занятие», «Заинтересуй игрой своего друга».

Игровые ситуации представляли собой совокупность определенных игровых условий и обстоятельств, созданных взрослыми, они ставили перед необходимостью самостоятельно комбинировать представления, импровизировать, подбирать необходимые предметы и игрушки для реализации задуманного.

Все эти методы старалась применять дифференцировано, учитывая уровень самостоятельных умений, а так же специфику и перспективу следующего, более высокого уровня, которого он должен будет достичь в своем развитии.

Целью II этапа

было сформировать у детей способы самостоятельных действий проведения сюжетно-ролевых игр, накопление опыта организационных умений.

В связи с этим опытная программа включала индивидуальные обучающие беседы с детьми по вопросам, касающимся выбора игры, планирования, реализации намеченного, выполнения контрольно-корректировочных действий.

Вопросы к такой беседе:

1. Расскажи, как ты выбираешь себе игру? Придумываешь ли ты ее заранее?

2. Ты сначала обдумываешь, как ее будешь выполнять или сразу делаешь?

3. До конца доводишь то, что задумал заранее или нет?

4. Можешь ли самостоятельно исправить свою ошибку?

Помимо этого, каждому ребенку индивидуально, предлагалось комментировать свои действия в процессе осуществления задания. Что позволило детям постепенно усвоить последовательность их выполнения.

Работа проводилась так, что бы дети учились сочетать опыт, полученный в активной, практической повседневной деятельности, с опытом, приобретенным на специальных занятиях.

Понимая, что одних теоретических знаний явно не достаточно, необходим также опыт организации игр, и что каждый из детей должен побывать в разноплановых ролях, программа включала постановку специальных ситуаций, которые ставили детей перед выбором игры, роли, опираясь на их знания и опыт. Использовались косвенные приемы воздействия: чтение стихотворения, воспоминание веселых историй, которые возникали при проведении предыдущих игр и т. д. (Слайд)

Основными требованиями к подбору игр являлись:

1. Доступность содержания игры.

2. Четкая постановка игровой задачи.

3. Наличие занимательных игровых действий.

4. Непродолжительность по времени.

Кроме того, предлагалось детям самостоятельно организовать ту или иную знакомую всем детям сюжетно-ролевую игру. Детям предлагала разбиваться на несколько групп и организовывать в каждой группе независимые друг от друга игры, а потом объединяли их в одну игру. Тем же детям, которые могут отказаться участвовать в игре, предлагалось давать задание придумать интересное задание не только для себя, но и для ребят, которые ни чем не заняты.

Заключительный III этап

. Его целью было закрепление у детей организаторских умений и применение их в самостоятельной игровой деятельности.

На данном этапе планировалось создавать игровые ситуации для самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр, (Слайд) как в групповой комнате, так и на участке детского сада, на прогулке (размещать атрибуты необходимые для игр на виду у детей, показывать иллюстрации, напоминающие о сюжете игр и т. д.).

Так же на этом этапе учила детей сравнивать, сопоставлять результаты с целью, проявлять различные формы сотрудничества.

Для того, что бы представления детей были отчетливыми и полученные ими сведения прочно удерживались в памяти, проводилось закрепление знаний. Игры повторялись несколько видоизмененными. Повторение с элементами новизны поддерживает интерес детей к одним и тем же играм.

Для поддержания положительного эмоционального настроя и желания организовывать игровую деятельность, читала детям стихи, использовала внесение образной игрушки. Тем самым, вызывая интерес детей к организации своей деятельности.

Детей обучала пошагово планировать свою деятельность, положительно взаимодействовать со сверстниками.

Значительное место в воспитании самостоятельности занимает образная игрушка, она становится опорой для комбинирования детских впечатлений, средством осуществления замысла. (Слайд)

Для того чтобы встреча с игрушкой была радостной, запоминающейся, мы использовала куклу Андрюшу, который наделялся интересами, желаниями и стремлениями детей. Андрюша играл с детьми, загадывал и отгадывал загадки. Он мог что-то не знать, но об этом не стеснялся спросить у детей.

Заметное влияние оказывал такой прием как: проведение беседы, (Слайд) перед организацией игровой деятельности, с каждым ребенком о том, в какую игру ему хотелось бы поиграть; с кем он хочет или будет это делать; какие средства ему для этого понадобятся. Просила детей рассказать о последовательности действий.

Для того, что бы дети смогли перейти от организации простой и хорошо знакомой игры к более сложной только при помощи взрослых, я выделяла для них определенные действия или цепочки действий, давала образец. В дальнейшем наблюдала, как дети вносят свои варианты организации сюжетно-ролевой игры. Затем детям задавала вопросы: «Какую цель в игре ты ставил?», «Какие задачи?», «Что в итоге получил?».

Таким образом, можно сделать следующий вывод, основываясь на том, что именно привлекательные виды деятельности выступают основным мотивом, побуждающим ребенка к организационным действиям, необходимо выбирать ролевую игру как основную базу для формирования у ребенка умения самостоятельно организовать свою деятельность; результативность овладения умением организовать самостоятельную игровую деятельность зависит от руководства взрослого, которое направлено на расширение у детей необходимых знаний, развитие способов действий, положительного эмоционального настроя, волевых усилий, на побуждение к целесообразной полезной деятельности.

5. Анализ результативности опыта

Опыт работы доказывает, что от современного и полноценного воспитания самостоятельности зависит успешное осуществление остальных сторон личности ребенка в целом. Воспитание умения организовать самостоятельную игровую деятельность – одна из актуальных проблем в развитии ребенка.

Воспитание самостоятельности имеет большое значение для дальнейшего успешного обучения в школе. Уровень развития самостоятельности является показателем, по которому можно судить об общем развитии ребенка, качестве и характере воспитательной работы с ним.

Самостоятельная игра ребенка, охватывая все стороны воспитания, способствует гармоническому развитию.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность. (Слайд)

Умение организовать самостоятельную игровую деятельность успешно формируется при создании следующих педагогических условий:

- активизации интересов детей;

- активизации личного опыта, усвоенного на занятиях и в повседневной жизни;

- этапности формирования умения;

- развитие волевых умений и положительного отношения к процессу организации деятельности.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Очень важно, чтобы воспитатель и все окружающие люди серьезно относились к запросам детей, своевременно помогали, активизировали игру, терпеливо выслушивали, осторожно входили в мир мечты, развивая при этом их самостоятельность.

Поэтому, считаем необходимым, с дошкольного возраста, воспитывать у детей умение самостоятельно организовывать свою деятельность. (Слайд)

Китайская народная мудрость гласит:

"Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму. "

Методические рекомендации для воспитателей по организации самостоятельной игровой деятельности детей шестого года жизни.

1. Умение организовать самостоятельную игровую деятельность у детей шестого года жизни можно сформировать только при систематическом обучении.

2. Наиболее эффективным способом для расширения игрового кругозора и накопления знаний о сюжетно-ролевых играх являются экскурсии и беседы, раскрывающие многообразие сюжетно-ролевых игр.

3. Овладение необходимым запасом знаний о сюжетно-ролевых играх должно проходить поэтапно. Сначала знакомство с игрой (рассказывать какие атрибуты необходимы для нее, где лучше провести игру и в какое время). Затем для закрепления правил и для выполнения ролей проводить дидактические игры и беседы с детьми.

4. В течение всего времени изучения детьми игры, необходимо постоянно проигрывать роль, причем с вариантами, с целью повышения интереса к деятельности.

5. Обязательно поощрять всех детей, которые пытались сами организовать игру, помогать им в этом, оценивать всех детей.

6. Для накопления организаторского опыта целесообразно проводить обучающие ситуации на куклах.

7. С целью воспитания у детей самостоятельных действий проведения сюжетно-ролевых игр, накопления опыта организационных умений мы рекомендуем проводить индивидуальные обучающие беседы по вопросам, касающимся выбора цели деятельности, планирования, реализации намеченного, выполнение контрольно-коррекционных действий.

8. Для постепенного усвоения последовательности способов действий необходимо провести индивидуальное комментирование ребенком своих действий.

9. Для того чтобы привлечь детей к самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр можно использовать косвенные приемы воздействия (игрушки, стихотворения, мультфильмы, веселые истории с предыдущих игр).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация дидактических игр как средство экологического воспитания детей пятого года жизни II. Технологические сведения об опыте: 1. В настоящее время педагогическая дошкольная практика испытывает следующие затруднения:.

Физкультурный досуг для детей пятого года жизни Цель: Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча. Задачи: 1. Обобщить знания детей о различных видах мячей и их применений.

Конспект родительского собрания в средней группе «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цель: - расширение контакта между педагогом и родителями; Задачи: - рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей пятого года.

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни» Развитие речи детей пятого года жизни. Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

Новогодний утренник для детей пятого года жизни «Волшебные приключения» Новогодний утренник для пятого года жизни. «Волшебные приключения» Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята! Здравствуйте, лесные зверята.

Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность и перспективность. Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально.

Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Взаимодействие.

Педагогический опыт «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность: Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт воспитателя. «Воспитание умения организовать самостоятельную игровую деятельность детей пятого года жизни»
Опубликовано: 14 января 2017 в 05:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт воспитателя. «Воспитание умения организовать самостоятельную игровую деятельность детей пятого года жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Петренко (УИ 1003259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
21 декабря 2024 суббота

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
- .



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД