Наталья Царюк
Опыт работы с детьми второй младшей группы «Конструирование сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Конструирования сказок»
Царюк Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с №5
Понятие «Речевое развитие» включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Публикация «Опыт работы с детьми второй младшей группы „Конструирование сказки“» размещена в разделах
Содержание работы с детьми 3-4 лет предполагает развитие связной речи, а именно:
- совершенствование диалогической речи - формирование умения воспитанников, участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их;
- развитие монологической речи - формирование умения детей рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, что означает развитие ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
В своей работе я использую технологию «конструирования» сказки. Применение данной технологии возможно с воспитанниками разных уровней речевого развития. С помощью игровой технологии развития мышления и речи дети учатся сочинять свое продолжение уже известных сказок; придумывать новые сказки по опорным вопросам; создавать сказочные сюжеты. Своеобразный сказочный конструктор состоит из сюжетных картинок – иллюстраций известных сказок – с отверстиями разных форм и размеров и вкладышей с героями. (написать свое)
Сразу сочинить сказку это сложная и непосильная для одного ребенка задача, но именно рядом со взрослым, поддерживающим первые творческие попытки, подталкивающие его к новым решениям, ребенок может познать радость собственного открытия, своего творчества!
В процессе работы над сказкой я использую несколько вариантов игровых заданий. Их цель – научить созданию первых собственных творческих произведений – сказочных историй с использованием творческого мышления на наглядном игровом материале.
Часть этих приемов придумал итальянский сказочник Джанни Родари : например, прием «путешествие героя по сказкам». Другие творческие приемы разработаны советским писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером, автором Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) : «Типовые приемы фантазирования», «Прошлое-настоящее-будущее», «Наоборот», «Копирование», «Предварительное действие».
использовать в презентации
Работу по конструированию сказки осуществляю по следующему алгоритму:
- сначала показываю ребятам определенный творческий прием (как «вписать» чужого героя в сказку, придумать новый эпизод сказки, нового героя, новую цель для героя, новые препятствия, новую сказочную история) и объясняю на примерах как им пользоваться.
- после этого ребенок сможет играть в приведенные игры самостоя-тельно или с друзьями, в детском саду и дома с родителями.
Игровые задания использую в порядке усложнения. Все ситуации взрослый вместе с ребенком обыгрывает в игровых заданиях, чтобы ребенок научился отвечать на различные опорные вопросы, пользоваться различными творческими приемами. Особое внимание детей стараюсь обращать на то, что видит или слышит герой, что он чувствует, на возможные совместные действия героев, на добрые поступки и возможную помощь.
Пример опорных вопросов: (на слайд)
Назови, какие герои собрались вместе в нашей сказке?
Что и кого увидел в этой сказке новый герой (герои, предметы, природа, время года?
Что он делает в этой сказке (бежит, идет, сидит, плачет и т. д. ?
Что он чувствует (радость, испуг, печаль, гнев?
Расскажи, что делают другие герои?
Может ли новый герой помочь тем, кто живет в этой сказке?
Как он может это сделать?
Ориентируясь на возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста разработала перспективный план, состоящий из 6 блоков.
Сейчас я работаю с детьми по первому блоку.
Слайд1 (рассматривание иллюстрации сказки, ребенок и репка)
Первый блок посвящен русской народной сказке «Репка». Дети прослушали сказку «Репка». Почти все дети хорошо ее знают и смогли ее пересказать, некоторые рассказали наизусть. Затем предложила ребятам игру «Какой, какая, какое?», в ходе которой детям было предложено дать характеристику каждому персонажу сказки. По мнению детей, все персонажи трудолюбивые и целеустремленные (эти характеристики не раз звучат в группе в течение дня, в самостоятельной деятельности детей, поговорках и пословицах, а Настя Р. сказала, что репка выросла на славу большая, и желтая как у нее на огороде. В течение дня дети из группы, самостоятельно организовали игру «Какой, какая, какое?».
Слайд 2
Следующий день начали с загадывания загадок. Ребята с удовольствием их отгадывали и сразу определили, что разговор пойдет о персонажах сказки «Репка». Поговорили о том, что умеют делать животные в жизни и в сказке. Этот вопрос вызвал у детей затруднение. После некоторой помощи с моей стороны, дети начали фантазировать, размышлять над вопросом «А нужна ли вообще им репка, как продукт питания?». Во второй половине дня поиграли в дидактическую игру «Кого можно похвалить?». С этой игрой дети справились, активно хвалили всех персонажей, но больше всего нахваливали деда и мышку - деда за то, что посадил репку, ухаживал за ней, а мышку за то, что та не побоялась кошку и не отказала ей в помощи.
Слайд 3 (герои в кругу, танцуют)
Позже детям дано было задание придумать другое название сказки. Больше всего мне понравились ответы Данила, он предложил назвать сказку «Дружная семейка», Злата «Огородное чудо» и Маши «Чудо – чудное, диво необъятное».
Слайд4 (К героям в конце приблизился трактор, мышка-силач.)
На завершающем этапе работы по конструированию сказки «Репка» мы с детьми поиграли в игру «А если бы…» в этой игре надо было подумать о том, что может произойти, если убрать одного персонажа из сказки или изменить их характер. После игры детям предложила придумать новое окончание сказки. Маша рассказала свою версию сказки : «Посадил дед репку. Все лето шли дожди, репка выросла большая, но не совсем большая, а так, средняя. Пошел дед репку тянуть - тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал бабку. Дедка за репку, бабка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку - тянут, потянут, вытянуть не могут. Устали, все выбились из сил. Тогда внучка и говорит: «А что это мы тут все тянем репку и тянем, когда у нас трактор есть?» Детям понравилась сказка, придуманная Машей. Все смеялись над ее окончанием.
Версия Вадика была не менее интересна: «Посадил дед репку, да так поса-дил, что аж все поле засеял. Смотрит и думает - ну и как теперь урожай собирать. Позвал он и бабку, и внучку, и Жучку, и кошку. Тянут они репки, долго тянут. Тут выходит мышка из норки, а мышцы у мышки как у силача. Отодвинула мышка всех в сторонку и сама всю репку повыдергивала. Конечно, дед с бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой поблагодарили мышку. Угостили ее репкой. Той репки мышки на год хватило».
Заключение
Подводя итог своему выступлению хочу сказать, в сказке заключен богатейший опыт народа, а технология «Конструирования сказки» помогает войти ребенку в более интересный мир, раскрывает жизнь для него в новых чертах и образах, формирует умение связанно выражать свои мысли в речи.