Елена Кузнецова
Загадка как средство формирования речевого развития, восприятия художественной литературы и фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир.
Публикация «Загадка как средство формирования речевого развития, восприятия художественной литературы и фольклора» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Однако на сегодняшний день всем специалистам, работающим с детьми, хорошо известно, как неуклонно, в последнее время, растет количество детей с различными нарушениями речи.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
При восприятии художественной литературы и фольклора дети младшего дошкольного возраста, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Дети эмоционально переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от 3 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, отгадывать загадки.
Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и речевого развития, а также как средство художественно - эстетического и нравственного воспитания детей.
В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой младший дошкольный возраст знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способом. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.
Круг чтения в связи с этим для младших дошкольников составляют основным образом произведения русского фольклора. Я согласна с данным утверждением и считаю, что произведения русского народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Об этом свидетельствует диагностика исследования.
Перед нами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В. А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант».
Создание условий для развития способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют технологии, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей.
Одной из таких технологий является технология отгадывания загадок, которую я часто использую.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадка, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Известный фольклорист В. И. Чичерова дала такое определение загадке, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки : "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, способствуют речевому развитию ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.
Моё обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале образовательной деятельности, наблюдений, бесед. В подобных видах моей деятельности загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят "живую ноту" в образовательный процесс, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах. Занимательная форма загадки делает воспитательно - образовательный процесс интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые упражнения.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям на прогулке, в группе, дома.
При отборе загадок для младших дошкольников необходимо учитывать:
• возрастные особенности и уровень развития, жизненный опыт детей;
• доступность загадки для понимания детей;
• полноту представлений у детей о предмете или явлении;
• степень трудности логической задачи, сложность художественного образа и речевой формы загадки;
• загадки должны быть по содержанию, логике и форме правдивы, занимательны, грамотны, художественно полноценны.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок :
• Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
• Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак;
• Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее;
Развивающие возможности загадки многообразны : воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.
В моём образовательном процессе загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию.
Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки, основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при моём отборе загадок для дошкольников.
Например, я предлагаю детям загадки на хорошо знакомую тему, т. е. на ту, где у них уже накопился достаточный словарь, и дети могут свободно высказывать свои предположения. Что за обедом всего нужнее?
Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
Сама я ледяная.
Существует несколько видов загадок : загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается; загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с загадками – сравнения; сюжетные загадки это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.
Из моего опыта работы с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают. Например:
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)