Альфия Мухамеджанова
Опыт работы в развитии по парциальной программе с использованием конструктора от Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров
Лего - конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми,
так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка, помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания
и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится
более усидчивым, работоспособным, целеустремленным,
эмоционально отзывчивым.
Публикация «Опыт работы в развитии по парциальной программе с использованием конструктора от Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Аннотация: развитие мелкой моторики рук обеспечивает развитие речи детей, а также помогает сохранять их психическое и физическое здоровье.
Данное направление может быть успешно реализовано в ДОУ при соблюдении определенных условий.
Актуальность статьи по данной проблеме очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка с ОВЗ.
Ключевые слова: мелкая моторика, пальчиковые игры, нетрадиционное игровое оборудование, дошкольники, дары Фрёбеля, конструирование.
Проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи в работе с конструктором.
Цель : разработка и систематизация во время занятий по конструированию, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ.
На занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход.
Необходимость такого подхода обусловлена тем, что нарушения психофизического развития детей проявляются весьма разнообразно. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамент, характер, работоспособность, потенциальные возможности).
Активная деятельность ребенка - ведущий фактор его психофизического развития. Именно в активной деятельности ребенок овладевает представлениями о себе, об окружающей действительности, умениями и навыками, связанными с разными видами доступной ему деятельности. У детей с проблемами развития ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствия интереса к окружающему миру. Поэтому такие дети нуждаются постоянной активизирующей стимуляции извне. Активность и самостоятельность ребенка в процессе формирования конструктивно - игровой деятельности обеспечивают разнообразные методы и приемы обучения в различных сочетаниях.
Ожидаемые результаты:
На первом этапе : совместные действия ребенка с взрослым, подражание, по образцу.
На втором этапе: используются словесные инструкции, схемы и действия детей по собственному замыслу. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей.
На третьем этапе : предварительный анализ замысла работы, планирование действий, контроля за выполнением и анализа результата с помощью педагога, а затем самостоятельный замысел, планирование, реализация замысла и самоанализ ко-нечного результата.
Введение
Мелкая моторика тесно связана с такими свойствами сознания, как мышление, воображение, зрительная память, речь. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, ведь на кончиках пальцев находится не только ум ребёнка, но и его основные способности и таланты. Несмотря на разнообразие исследований, методических рекомендаций, пособий по развитию мелкой моторики, недостаточно четко определены условия, позволяющие эффективно реализовать данное направление деятельности в средней группе детского сада. Определение условий, при которых работа по развитию мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста будет результативной посвящена данная статья.
К области мелкой моторики рук относится большое количество движений. Сначала ребёнок учится захватывать предмет, затем перекладывать его из одной руки в другую. Позже движения становятся более разнообразными. В группе должен быть обеспечен свободный доступ к конструктору, что способствует развитию основных видов детской активности. Оборудование и материалы группы должны быть разнообразны и отвечать требованию полифункциональности. Особую значимость для развития мелкой моторики рук имеют Дары Фрёбеля, конструктор Лего. Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма
Анализ имеющегося педагогического опыта использования конструирование для развития мелкой моторики в средней группе «Непоседы» с детьми ОВЗ.
Начав работу с этой группой и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний. Было принято решение - создать в группе мини-центр "Мелкой моторики". Для содержательного наполнения центра, необходимо было изучить имеющийся опыт по этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками. На сегодняшний день мини-центр оборудован разными видами конструкторов, изучили классификацию основных видов игр, заданий, упражнений с конструктором составили картотеки : «пальчиковые игры», «игры с использованием Даров Фрёбеля». Множество интересных заданий можно придумать на обычным листе бумаги, дети с интересом располагают постройки из конструктора на поверхности листа, тем самым изучают ориентировку на листе (право, лево, посередине, верх-низ, им нравится выкладывать по замыслу фигурки из Даров Фрёбеля, часто используются модули № 7,8,9,10. Тем самым мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и повторяем и изучаем геометрические фигуры. В начале года для детей ОНР 1 степени был интересен модуль №1 «Шерстяные мячики». Дары Фребеля находятся в свободном доступе, и воспитатели нашего сада используют его для занятий и игре с детьми. Игра способствует созданию эмоционального подъема у детей. Она помогает расположить ребёнка к себе, опосредовать с ним диалог. Каждое занятие проходит с повторением цветов, первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики. Сейчас же дети с большим интересом уже перешли к конструктору Lego.Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Современные мамы и папы готовы покупать игрушки, вкладывать деньги в образование детей, однако не всегда понимают высокую значимость общения с ребенком, увлеченной игры с ним. Для обеспечения занятости детей дома, родители все чаще используют компьютер, игровые приставки и телевизор. Как следствие, родители, сами того не понимая, создают неблагоприятные условия для развития детей. Развитие функций речи задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Учитывая то, что развитие детей невозможно без взаимодействия с родителями, на первом этапе работы нами было проведено их анкетирование на тему: «Что такое мелкая моторика дошкольников» и «Роль конструктора в жизни ребёнка». В результате был сделан вывод: многие родители не знали, что конструктор развивает мелкую моторики рук детей. Для родителей были проведены консультации на тему «Развитии мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием конструктора», «Комплекс массажа для пальцев рук» и многие другие.
Хотелось бы рассказать об уникальных образовательных решениях, которые помогают разобраться детям, как устроен мир. Для детей ОВЗ мы также используем набор : Мои первые конструкции. C помощью него дети знакомятся с принципами строительства из кубиков LEGO DUPLO. Это набор конструктора, который сочетает в себе элементы игры, работу с карточками-схемами и конструирование животных. Этот образовательный набор создан специально для самых маленьких чтобы познакомить их с принципами обучения, которые им пригодятся в дальнейшем. Углублённо изучив тему «Конструирование как способ развития мелкой моторики у детей среднего возраста».
В результате работы над темой мною были сделаны выводы, что работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с общим необходимо проводить регулярно, в течение всего дня, на занятиях по конструированию, и включать в другие интегрированные занятия, использовать пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной гимнастикой, во время совместной и индивидуальной деятельности.
Работу осуществлять, соблюдая основные принципы работы с детьми : последовательности от простого к сложному.
В работе используются определенные методические приемы:
«Соединяй» происходит установление взаимосвязей: каждое занятие начинается с короткого рассказа, постоянные герои, помогают детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ ее решения. Рассказ можно прочитать или пересказать своими словами. Очень хорошо также привести примеры из собственного опыта или вспомнить подходящую к случаю историю, чтобы помочь детям разобраться в ситуации.
«Строй» : на этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Дети получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.
«Рассуждай» : дети проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей. В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» —учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Необходимо поощрять попытки детей объяснить результаты своих исследований. Все результаты удобно представлять в таблице. Очень хорошая идея — повторять опыты несколько раз, поскольку их результаты могут различаться.
«Продолжай» : творческая активность детей и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Дети будут экспериментировать, менять свои модели.
При подборе заданий используем подвижные игры и упражнения, музыкальное сопровождение, чтобы способствовать коррекции общей и мелкой моторики, ориентировки в окружающем и в частях собственного тела, а так же чтобы предотвратить снижение внимания и работоспособности. Во время конструктивной деятельности используются графические задания, направленные, с одной стороны, на наиболее доскональное знакомство детей с формой и цветом деталей, с другой стороны, подобные упражнения определенным образом влияют на развитие зрительно-пространственных отношений у детей.
Выводы:
Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод: Совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов. Благодаря работе детей ОВЗ с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития детей с ОВЗ и подготовке его к дальнейшему обучению.