Якимова Людмила Федоровна
Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate.
План.
1. Новые подходы к организации элементарной исследовательской деятельности.
2. Характеристика современного игрового оборудования для организации исследовательской деятельности.
3. Активизация речи и мышления старших дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности :
Публикация «Опыт работы „Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate“» размещена в разделах
- опыт «Почему песок не сыплется?»
- опыт «Что растворяется в воде»?
- опыт «Сколько ног у муравья?»
Понятие об элементарной исследовательской деятельности в отечественной дошкольной педагогике появилось достаточно давно. Где - то в конце 80-х годов в группах детских садов стал оформляться центры «лаборатории», в которые воспитатели комплектовали бросовым и природным материалом – контейнерами, баночками, пипетками, камешками, кусочками дерева металла. Стали появляться картотеки опытов для дошкольников, были попытки организовывать исследовательскую деятельность в форме познавательных занятий. Но педагоги столкнулись при этом с трудностями и проблемами, которые помешали ввести эту деятельность в стройную и законченную образовательную систему:
• Большую часть опытов можно организовать только при индивидуальном контакте с ребенком, так как химические и физические процессы недостаточно наглядны и заметны только при ближайшем наблюдении.
• Многие опыты может провести только взрослый, так как при самостоятельной детской деятельности возникают опасные ситуации.
• Развивающий эффект таких опытов и экспериментов не заметен, так как ребенок занимает пассивную позицию.
• Без взрослого элементарное экспериментирование происходит как манипулирование предметами.
• Во время, отведенное для самостоятельной деятельности, дети редко выбирают исследовательскую деятельность, предпочитая сюжетные или дидактические игры.
Осознав эти проблемы, мы решили использовать другие подходы к организации исследовательской деятельности, а именно - организовать ее в рамках образовательного события «В группе открывается научная лаборатория». С детьми обсудили, кто такие ученые, что они делают, что изучают и зачем это надо другим людям; при этом подчеркивалось, что главное в исследовании – это умение удивляться и задавать вопросы, видеть в обычном что-то чудесное. Рассказ об ученых сопровождался опытами и экспериментами, которые эти ученые проводили.
Показали детям линзы – «чудесные стекла Ливенгука», статическое притяжение кусочков бумаги к натертой деревянной палке (опыт, который проводил Ломоносов) и многие другие. В течение недели с детьми обсуждался «план научного исследования, оформлялась лаборатория, разбирали схемы – последовательности некоторых опытов, предложили дома провести некоторые опыты с мамой и папой и затем представить об этом «научный отчет».
Для качественной организации исследовательской деятельности было приобретено современное игровое оборудование фирмы Ultimate. Оно достаточно крупное, сделано из прочного прозрачного пластика, поэтому безопасно. А его комплектация позволяет организовать множество интересных опытов с детьми дошкольного возраста.
В первые дни на его основе мы организовали стихийную исследовательскую деятельность детей. Перед детьми не ставились конкретные цели исследования, не навязывались схемы опытов. Активность детей была очень высокая: дети рассматривали в лупы и микроскоп все, что попадало им под руку, манипулировали пипеткой, воронкой, наливали в пробирку жидкость и выливали ее на чашки Петри. Затем детей спросили, что они делали, что интересного увидели, в какую игру играли. Когда интерес к новому оборудованию стал снижаться, предложили им поиграть в «ученых» и выбрать какой – либо объект исследования, а вечером рассказать - что нового узнали, и какие вопросы у них появились. Не у всех, но у многих детей появился опыт самостоятельного исследования, на основе которого ребенок оформил и представил страничку портфолио «Я – исследователь».
Затем такая же схема была отработана в проекте «юный энтомолог». Его мы реализовали в мае – июне на участке. Перенос оборудования в новые условия вновь поднял интерес детей к исследовательской деятельности. Этот проект мы тесно связали с решением экологических проблем и задач экологического воспитания дошкольников. Результаты проекта, а именно возросший у детей интерес к этому виду деятельности, позволил нам поставить более сложные задачи.
Сейчас идет апробация сценариев образовательных событий, связанных с исследовательской деятельностью, но при этом ставятся задача интеграции в мероприятия содержания из областей социально – коммуникативного и речевого развития.
Мы отрабатываем 3 модели занятий на основе экспериментальной деятельности :
1 модель: детям демонстрируется опыт и ставится задача – объяснить причину экспериментальных изменений. При таком подходе дети начинают активно использовать такую синтаксическую структуру, как сложно -подчиненное предложение с союзом «потому что»
2 модель: для детей готовятся столики с оборудованием для опыта (1 на пару или четверку детей) и карточка - схема с описанием опыта. Детям предлагается обсудить карточку и объяснить, какой опыт они должны провести, что из него они узнают. При этом ставятся задачи развития связной речи.
3 модель: паре детей предлагается провести опыт по схеме, зарисовать его результаты и рассказать об этом другим детям. Ставится задача договориться о распределении обязанностей внутри пары – то есть отрабатываются задачи коммуникативного развития.
В качестве примера расскажу о таких опытах :
1. Почему песок не сыплется? Воспитатель демонстрирует, как легко можно пересыпать песок из пробирки в пробирку через воронку. Затем насыпает его на лист картона и также пересыпает. Песок легко скользит по листу картона. Затем насыпает на другой лист картона, на котором предварительно был нанесен рисунок клеевым карандашом. Песок оставляет след. Детям предлагается догадаться, почему так произошло.
2. Что растворяется в воде? На схеме изображено, какие вещества надо размешать в воде и узнать об их растворимости. Используются большие пробирки, мерные ложки, лупы.
3. Сколько ног у муравья. В банку с лупой воспитатель помещает изображение муравья в натуральную величину. На схеме опыта от детей требуется изучить муравья, сосчитать его лапки, усики, глаза; выделить части тела и зарисовать насекомое. Паре детей предлагается подготовиться к «научному докладу». Для этого надо договориться, кто за какое дело отвечает. Используется банка для наблюдения за насекомыми.
Многие ученые российской и советской школы уверяют, что речь не отделима от мышления, и что развивая мыслительные процессы, мы влияем на развитие речи. Организация исследовательской деятельности со старшими дошкольниками подтверждает эту мысль. При четком знании программы речевого развития, возрастных и индивидуальных особенностей становления речи дошкольника, педагог может органично включать задачи по развитию речи в занятия, построенные на основе элементарной детской исследовательской деятельности.