Меньшикова Людмила Викторовна
Преимущества и возможности образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации. Современный инженер должен не только осуществлять «трансфер научных идей в технологию и затем в производство, но и создать всю цепочку исследование – конструирование – технология – изготовление –доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации».
Публикация «Преимущества и возможности образовательной программы „От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров“» размещена в разделах
Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОСДО) обучению основам технических наук – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на всех уровнях образования, начиная с дошкольной ступени.
Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля» (специально разработанный предметный материал, представляющий набор разных типов игр для каждого возраста, позволяющий, по мысли Ф. Фребеля, в простой форме моделировать все многообразие связей и отношений природного и духовного мира, осуществлять психолого-педагогическое (эмоциональное, речевое и пр.) сопровождение взрослым детской деятельности, придающее осмысленность предметным действиям).
Игровой набор «Дары Фрёбеля» позволяет развивать самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности, которые должны освоить дошкольники. Ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности.
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.
Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры: приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Кроме того, робототехника - это новое средство наглядности, которое может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения.
Применение образовательной робототехники в образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния.
Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
1) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техно среду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально - техническому, организационно – методическому и дидактическому обеспечению);
2) формировать основы технической грамотности воспитанников;
3) развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования. Программа может использоваться как часть, формируемая участниками образовательных отношений, при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вариативная часть ООП).
Подходами к формированию Программы являются следующие :
1. Системно - деятельностный подход. Он осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.
2. Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения он опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.
3. Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.
4. Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.
В основе организации непосредственно образовательной деятельности по программе «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» лежат идеи Н. А. Коротковой.
Для детей целесообразно обозначать такие занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) —в пространстве, организованном особым образом, в котором целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Добровольное включение детей в деятельность со взрослым ( по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:
1) организацию общего рабочего пространства,
2) возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам,
3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе. Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) — его можно устроить, сдвинув обычные столы-парты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними. Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии). Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал.
Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.
Педагог включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.
Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, альтернативы для выбора, предложенные педагогом, должны:-соответствовать поставленным образовательным целям;-реально различаться, предоставляя возможность для подлинного выбора детей;-защищать ребенка от растерянности при виде избыточного количества вариантов. Дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его. Это «навык», который имеет важное значение для формирования самостоятельности и ответственности за свой выбор у детей и воспитывается только частой практикой (по материалам Т. В. Волосовец).
При составлении списка игрового оборудования авторы обращали внимание на :
-эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, в логике игры и в их описании;
-культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям;
-возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);
-прочность и долговечность игрушки;
-использование экологически чистых материалов;
-качество описания игрушки;
-качество упаковки игрушки.
Перечень методических пособий
1. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров». Выпуск No1 /Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Е. Н. Дрыгина, И. В. Русских, Т. В. Тимофеева, Е. В. Шестоперова, Т. П. Ермакова, О. Б. Назарова, О. Г. Никитина, А. С. Куликова, Н. В. Головач, Н. А. Воронина, Н. В. Наповалова, Е. А. Фирулина, Л. А. Булыгина, Л. В. Киваева. - Самара, 2018.
2. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров». Выпуск No2/Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Е. Н. Дрыгина, И. В. Русских, Е. Г. Реброва, Л. В. Киваева, Т. В. Лебедева, Л. В. Лукомская, Е. А. Фирулина, Е. Р. Ромаданова, Т. В. Тимофеева, Е. В. Шестоперова, Н. В. Ильина, Т. С. Михеева, Н. А. Воронина, Н. В. Шаповалова, Н. В. Головач, С. Ф. Рыжкина, О. А. Татарова, О. Г. Никитина, А. С. Куликова, О. Б. Назарова, Т. П. Ермакова. - Самара, 2018.
3. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фребеля до робота : растим будущих инженеров». Выпуск No3/ Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Е. Н. Дрыгина, И. В. Русских, Г. В. Петрова, Л. В. Киваева, Т. В. Лебедева, Л. В. Лукомская, Е. Н. Тарнаева, Е. Р. Ромаданова, Л. А. Булыгина, Т. В. Тимофеева, Е. В. Шестоперова, Н. В. Ильина, Т. С. Михеева, Н. А. Воронина, Н. В. Шаповалова, Н. В. Головач, С. Ф. Рыжкина, О. А. Татарова, О. Г. Никитина, А. С. Куликова, О. Б. Назарова, Т. П. Ермакова. - Самара, 2018