Света Карастелева
Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.
В. А. Сухомлинский
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентно способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Публикация «Опыт работы „Социально-коммуникативное развитие“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Вот почему меня заинтересовала проблема «Социально – коммуникативное развитие через интеграцию различных видов деятельности». Т. К. основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Основной целью в моей работе по социально-коммуникативному развитию является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой я использую следующие задачи:
• присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ожидаемый результат
• развитие эмоций и навыков общения у ребенка;
• успешная социальная адаптация;
• улучшение детско - родительских отношений.
Данное направление моей работы нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ МинОбрНауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.
Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами.
«Социально-коммуникативное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду.»
В. А. Сухомлинский
Что же такое «социализация»?
«Социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Дошкольный возраст – это период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности.
- это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.
— это формирование гуманистических чувств и отношений.
— это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения.
— это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Я работаю по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга». Использую парциальную программу
Князевой О. Л., М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», региональную программу «Приключение светофора», методическое пособие Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова «Формирование основ безопасного поведения у детей 3 – 8 лет».
Главный принцип в построении предметно развивающей среды и игрового пространства: не давать готовые ответы, а развивать исследовательские способности детей в поиске ответа на вопросы.
Создавая развивающее пространство я руководствуюсь принципами в соответствии с ФГОС ДО:
• насыщенности среды;
• трансформируемости;
• полифункциональности;
• вариативности;
• доступности;
• безопасности.
Игра, в реализации ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребёнка. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм. Опираясь на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. А. Екжанова в зависимости от возраста детей, созданы следующие зоны для сюжетных игр:
- «Дом, семья».
- «Игры с транспортом».
- «Больница».
- «Магазин».
- «Игры с животными».
- «Мастерская».
- «Парикмахерская».
Я проявляю фантазию, чтобы увлечь своих ребят новой игровой ситуацией, которая вдохновит их на самостоятельную игру.
Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.
Создание патриотического уголка помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями.
Следующее направление является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В группе находятся:
• макет перекрёстка;
• набор дорожных знаков, макет светофора;
• атрибуты инспектора ДПС;
• набор транспортных средств;
• иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
• плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;
• папки-передвижки;
• дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
Трудовая деятельность в воспитании ребенка осуществляться с самого раннего возраста последовательно и систематично.
Труд в этой деятельности рассматриваю как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
В группе спланирована и оборудована зона по познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с требованиями, возрастными особенностями и запросами детей. В уголке размещены разнообразные занимательные игры с тем, чтобы каждый ребёнок мог выбрать для себя игру по интересам, а также развитие качеств и свойств личности ребёнка.
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Детское экспериментирование важно для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Развитие речевых способностей у детей невозможно без создания современной развивающей предметно пространственной среды. В результате использования содержания речевого уголка я обогащаю активный словарь детей, обучаю владению речью как средством общения и культуры, развиваю связную, грамматически правильную речь.
Театральный уголок несёт в себе функцию нравственной направленности, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит своё место в импровизированных постановках. Персонажи становятся образами для подражания.
Всю свою работу я строю на следующих принципах:
• научности;
• доступности;
• прогностичности;
• последовательности и концентричности ;
• системности;
• интегративности;
• культуросообразности и регионализма;
• «диалога культур.
В своей работе я использую следующие формы деятельности:
• совместная (партнерская) деятельность;
• образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
• организованная образовательная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей.
Совместная (партнерская) деятельность подразумевает:
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности.
3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности.
4. Открытый временной конец занятия.
Образовательную деятельность детей в режимных моментах осуществляю:
1. В утренние и вечерние часы.
2. На прогулке.
Использую следующие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
1. Подвижные игры с правилами.
2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия.
3. Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.
4. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.
5. Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры-драматизации.
6. Беседы, ситуативные разговоры.
7. Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации.
Самостоятельная деятельность детей
как свободная деятельность детей обуславливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой.
В своей работе я использую все виды деятельности.
Игровая деятельность оказывает непосредственное влияние на положительную социализацию дошкольников, дает возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.
Познавательно-исследовательская деятельность которая связана с решением задач по формированию элементарных представлений о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, элементарные представления о государстве, знание основ безопасности, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными.
Коммуникативная деятельность главными направлениями внутри данной образовательной области являются социальное развитие, коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка.
Восприятие художественной литературы и фольклора приобщение к художественной литературе и фольклору соответствующей тематики содействует формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Изобразительная деятельность в процессе которой происходит эмоционально-личностное развитие, формируются представления о явлениях действительности, взаимодействии и взаимоотношениях объектов.
Музыкальная деятельность способствующая развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирующая готовность к совместной деятельности со сверстниками, а также развивающая умение распознавать эмоциональные состояния.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд связан с удовлетворением социальных потребностей ребёнка.
Двигательная деятельность способствующая формированию обобщенных представлений детей о своем организме, его возможностях.
В своей работе применяю следующие методы:
• наглядные;
• практические;
• словесные;
• метод сравнивания;
• метод моделирования ситуации;
• метод повторения.
Новизна опыта
В своей работе я применяю тестопластику.
С детьми мы изготавливаем сказочных героев, которые потом мы применяем в игровой деятельности. Вместе с детьми мы сочиняем сказки, и оживляем этих героев.
Свой опыт работы с тестопластикой я применяю и в работе с родителями. Родители помогают создавать материалы для использования оснащения развивающей предметно пространственной среды в игровой деятельности
(знаки, дома, куклы, посуда и т. д.)
Партнёрство с семьёй строю на основе взаимного уважения и добровольности.
Цель взаимодействия с семьё й:
• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
• вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
• установление доверительных, партнерских отношений с родителями.
Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются:
• родительские собрания;
• лектории;
• круглые столы;
• мастер-классы;
• заседания клуба «Семейная гостиная»;
• индивидуальные консультации;
• размещение материала на стенде для родителей;
• тренинги.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
• дни открытых дверей;
• турниры знатоков;
• кружки;
• КВН, викторины;
• праздники;
• семейные конкурсы;
• выпуск газеты;
• просмотры фильмов, мультфильмов;
• концерты;
• оформление групп;
• соревнования;
• благоустройство ДОО и территории.
Активное участие я принимаю в жизни ДС. Обладая артистизмом и перевоплощением постоянно играю различные роли в мероприятиях дошкольного учреждения.
Готова всегда прийти на помощь коллегам. Я являюсь наставником и примером для молодых специалистов. Провожу консультации, мастер – классы, делюсь своим опытом, разрабатываю проекты.
В МБДОУ№60 я работаю около двух лет. Оценку индивидуального развития детей провожу в рамках педагогической диагностики. Результаты моей непосредственной работы вы видите на экране.
Динамика результатов освоения образовательной программы
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало года 2015 9% 91%
Конец года 2016 18% 68% 14%
На экране вы видите мои достижения, и достижения моих воспитанников.
В результате проведённой целенаправленной и систематической работы дети :
• овладели основными способами деятельности, проявляют инициативу, самостоятельность в игре, общении, выборе партнёра;
• положительно относятся к миру, обладают чувством собственного достоинства.
• способны договариваться, учитывать интересы других, сочувствовать.
• активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх;
• адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты;
• способны к волевым усилиям, умеют подчиняться правилам и социальным нормам;
• могут подчиняться правилам безопасного поведения и личной гигиены;
• способны к принятию собственных решений.
Благодарю за внимание. Творческих успехов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад первой категории
№ 60 «Ягодка» с. Кулешовка
«Социально – коммуникативное развитие через интеграцию различных видов деятельности».
Карастелева Светлана Анатольевна
Воспитатель первой квалификационной категории
2017