татьяна величко
Перспективное планирование «Социально — коммуникативное развитие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование «Социально – коммуникативное развитие» в старшей группе
(представление о мире людей и рукотворных материалах; безопасное поведение в быту, социуме, природе,
Месяц Тема. Цель Формы и методы работы Совместная деятельность Литература
Сентябрь «Мой детский сад»
ребенок в детском саду
Публикация «Перспективное планирование „Социально — коммуникативное развитие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Цель: расширить представления детей о детском саде; закрепить знания о времени пребывания ребят в детском саду и их играх; люди каких профессий работают в детском саду, отметить важность их труда, формировать бережное отношение к детскому саду. «Знатоки детского сада» : адрес, его название, какие кабинеты есть, кто работает, чем дети и взрослые заняты. Д /игра «Интервью» - учить брать и давать интервью от лица сотрудников д/сада. Логическая цепочка «Мир профессий и организаций» - учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы. Экскурсии по территории детского сада; Вечера воспоминаний: история детского сада. Дни открытых дверей для родителей и гостей. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью – Н. С. Голицына; Дошкольнику об истории и культуре России» - Г. Н. Данилина; В. П. Невская «История Ставропольского края; И. В. Богачева «Мое отечество – Россия»
Сентябрь «Родной город» «История возникновения родного города» ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе : название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками, именем основателя. Воспитывать интерес к истории родного города. Беседы, рассматривание иллюстраций. Альбомов.
Чтение художественной литературы. Просмотр презентаций. Целевая прогулка по близлежащим улицам: правила перехода через улицу. Рассматривание иллюстраций о природе России. Беседа о названиях улиц родного города. В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 107-112
Октябрь «Тайна моего Я» (я девочка, я – мальчик»
Ребенок в детском саду
Цель: подвести детей к пониманию значимости своего «Я». Формировать половую принадлежность. Воспитывать полоролевые отношения. Воспитывать такие качества личности как смелость, мужественность, нежность, женственность, внимательность. Д/игра «Мальчик или девочка»
п/игра «Цветы и пчелки»
Д/игра «Защитники девочек» Беседа «С кем бы я хотел дружить»;
Упражнение «Знакомство»;
Игра – состязание «Кто сильнее»;
С-ролевая игра «Наши прически». «Азбука общения» - Л. М. Шипицына Стр. 368
Октябрь Родная страна. «Москва – столица нашего Отечества» ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: уточнить знания детей о родном городе. Дать знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. Беседы, рассматривание иллюстраций. Альбомов.
Чтение художественной литературы.
Изучение карты, глобуса.
Игра: «Растим патриотов».
Закрепление геральдики. Беседа: «Страна, в которой мы живем»;
Поговорки о Москве: Москвой - столицей народ гордится; Москва – всем городам мать; Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 118
Октябрь «Моя семья»
ребенок в семье
Цель: закрепить знания детей о самих себе, о своей семье, воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать своих близких добрыми делами. Закрепить знания о том, что обозначают их имена, имена их родителей, объяснив понятия «имя», «отчество», «фамилия». Составление рассказов по картинкам из серии «Моя семья», «Традиции и любимые занятия моей семьи».
Д/игра «Кто в какое время суток работает?» - о роде деятельности своих родителей и знакомых (врач может работать и ночью – почему)
Творческая игра «Создание семейного уголка» - коллаж (каждый вносит свои предложения и в итоге получается идеальный семейный очаг, по мнению ребят).
Д/игра «Что значит имя твое» Рассматривание картин: Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», А. Коняшин «Пироги с калиной», Т. Сорокина «Семья». Рисование «Платок для любимой бабушки».
Д/игра «Кем быть?» Ознакомление дошкольников с социальной действительностью – Н. С. Голицына; Дошкольнику об истории и культуре России» - Г. Н. Данилина; В. П. Невская «История Ставропольского края; И. В. Богачева «Мое отечество – Россия»
Ноябрь «Мой дом» ребенок в семье
Цель: дать представления о русской избе, русской бане, их внутреннем убранстве. Сравнить современное жилище и древнее. Закрепить понятие «квартира», учить составлять план – схему квартиры. «Путешествие в старину» рассмотреть макет русской избы, назвать старинные предметы мебели, утвари и их назначение. Объяснить значение слов «горница», «коромысло», «крынка», «ухват», «люлька», «полати», Загадки о посуде.
Ю. Ладонщиков «Не скучаю»
Ж. Галиев «Купили телефон»,
Ю. Мориц «Домик с трубой»,
В. Житков «Белый дом» Творческие игры «Пойдем в гости», «Сделаем комнату уютной. Д/игра «обставим комнату» Аппликация «Дом с резными ставнями». Рисование «Дом, в котором бы ты хотел жить». Фольклорный праздник «Не красна изба углами, а красна пирогами» - совместно с родителями. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью – Н. С. Голицына; Дошкольнику об истории и культуре России» - Г. Н. Данилина; В. П. Невская «История Ставропольского края; И. В. Богачева «Мое отечество – Россия»
Ноябрь ОБЖ «Сохрани свое здоровье сам»
Безопасность на улице, в природе
Цель: учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. Заучивание «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу»
Беседа
Заучивание загадок
Пословицы: «Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение».
«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно». С / ролевая игра «Поликлиника»; Беседа: «Витамины укрепляют организм»; Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 64
Декабрь «Мой край»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: закрепить знания детей о Ставропольском крае: главный город, другие города, растительный и животный мир. Рассказать об образовании города Георгиевска. Познакомит с символикой края: герб, флаг. Путешествие по городу Ставрополю: отметить достопримечательности, используя иллюстрации.
Знакомство с гербом и флагом Ставрополя, города Георгиевска. Определить, что они символизируют.
Рассказ воспитателя об образовании города Георгиевска, сопровождаемый иллюстрациями. Рассмотреть портрет губернатора Ставропольского края.
Работа по глобусу и картам Ставропольского края. Рассматривание иллюстраций. Экскурсия в библиотеку – знакомство с геральдикой. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью – Н. С. Голицына; Дошкольнику об истории и культуре России» - Г. Н. Данилина; В. П. Невская «История Ставропольского края; И. В. Богачева «Мое отечество – Россия»
Декабрь Труд взрослых. «Как выращивают хлеб?»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей, о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу. Экскурсия в хлебный отдел магазина;
Пословицы: «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол – доска».
Чтение стихотворений. Сказки «Колосок». Беседа о труде взрослых в городе и селе. Д/игра «Кто что делает?». Беседа о труде сотрудников детского сада. Экскурсии на кухню, в кабинет медсестры, в прачечную. В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 64
Январь «Кто построил новый дом?»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: дать представления о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда; пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами. Рассматривание иллюстраций разных видов жилища;
Люди, каких профессий строят дома?;
Чтение стихотворений «Каменщик», «Маляр», «Плотник»
Беседы о профессиях; Д\игры «Профессии», «Кому, что нужно для работы?»;
Чтение художественной литературы.
В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 30
Январь «Волшебные слова»
жизнь ребенка среди взрослых и сверстников
Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности. Разбор ситуаций из сказки Буратино.
В. А. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо?».
Психогимнастика «Два друга» В. Осеева «Волшебное слово»;
В. А. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо?» В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 132
Февраль «Что такое рукотворный мир?»
ребенок познает мир техники
Цель: закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира; учить детей группировать предметы по способу использования (правильно определять функции предмета (и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека Письмо от Незнайки;
Детская игра: «Собери рюкзак»
Карточки с изображением разных предметов;
Песня «Мы едем, едем, едем….» Д/ игра: «Лото. Подбери предмет»;
«Отвечай быстро».
Чтение отрывка из книги Т. Д. Нуждиной «Мир вещей» В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 84
Февраль Труд взрослых «День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничника»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: закрепить знания детей о российской армии надежной защитнице нашей родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам. Рассматривание иллюстраций ряда войск;
Русских богатырей;
Чтение художественной литературы. Чтение былин в пересказе В. Карнауховой «Русские богатыри»; беседа о Дне Защитников Отечества. Заучивание стихов к празднику 23 февраля В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 132
Март «Культура общения» У тебя в гостях подруга, друг.
жизнь ребенка среди взрослых и сверстников
Цель: формировать умение быть радушным хозяином, встречать гостей, вежливо беседовать с ними; сформировать представления о правилах начала разговора, вежливых выражениях приветствия. Познакомить с правилами речевого поведения в минуты прощания, а также этикетными выражениями приглашения в гости и благодарности. Закрепить все полученные сведения в игровых ситуациях. Импровизация стихотворения И. Рахило «Игра в гостей» - учить детей видеть нарушение правил поведения. Правила поведения для гостей. Сценка «Мы принимаем гостей» - закрепить правила поведения в гостях и самих гостей. С / ролевая игра: «Семья», «Чаепитие»; беседа «Как выбрать подарок» и обыгрывание этой ситуации. Праздник «День рождение» С. О. Николаева «Занятия по культуре поведения» (стр. 46 – 49)
Март ОБЖ «Службы «01», «02», «03», «112» всегда на страже»
Безопасность на улице, в природе
Цель: познакомить со службами спасения «01», «02», «03»; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности. Рассматривание иллюстраций, обсуждение ситуаций рассказывание по картинкам.
Игра – эстафета «Чья команда быстрее соберет чемодан к выезду». Д/ игра: «Кому, что нужно для работы»;
«Разложи по порядку»;
Чтение стихотворения С. Маршака «01», «Пожар» В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 132
Апрель
«Моя планета»
ребенок знакомится со страной жизнью людей в обществе и их трудом
Цель: дать детям элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах, планетах. Пробудить интерес к жизни людей на планете Земля. Воспитывать бережное отношение к Земле. Беседа: «Земля и небо» - дать представление о строении земли и солнечной системы «Почемучка»;
Рассматривание звездного неба: нахождение созвездий (макет);
Д /игра «Что мы знаем о Солнечной системе?» - в форме викторины. Лепка «Космические жители»;
Рисование «Земля – наш дом»;
Праздник «День Земли»;
П /игра «Космический лабиринт». Ознакомление дошкольников с социальной действительностью – Н. С. Голицына; Дошкольнику об истории и культуре России» - Г. Н. Данилина; В. П. Невская «История Ставропольского края; И. В. Богачева «Мое отечество – Россия»
Апрель «Мы – изобретатели»
ребенок познает мир техники
Цель: познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя Циолковского (первого космического корабля); это человек обладающий такими качествами, как наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность; развивать конструкторско – технические умения. Просмотр презентаций. Пословица «Жизнь дана на добрые дела»
Игра «Собери вертолет», «Самолет», и т. д.
Последовательность естественных спутников земли. Рассматривание иллюстраций о космосе, чтение литературных произведений. Загадывание загадок. Просмотрит презентаций. В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 100
Май «Правила на всю жизнь»
жизнь ребенка среди взрослых и сверстников
Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное – правило не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признавать в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять; формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «Я» Психогимнастика «Выйди к свету»;
Отрывок из сказки О. Уайльда «Мальчик – звезда»;
Дарят сердечки;
Угощения. Игра «этикет и ситуации общения»;
Чтение художественной литературы;
Беседы;
Рассматривание иллюстраций. В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 150
Май ОБЖ. «Безопасность на дороге»
Безопасность на улице, в природе
Цель: закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знания сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков; воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому. Загадки;
Макет дороги, пешеходной дорожки;
Дорисовывают рисунок – схему;
Рассматривание иллюстраций;
Игра –инсценировка. Беседа о правилах дорожного движения. Рассказ об изобретении светофора.
С / ролевая игра: «Мы шоферы»;
Д / игра: «Сложи знак» В. Н. Волчкова,
Н. В. Степанова
Познавательное развитие в старшей группе стр. 182