Получи документы

Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста

Екатерина Попова
Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Е. П. Попова г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №39»

Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

(В. А. Сухомлинский)

Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основу обновления ложится конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы. Предлагается создать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Самой актуальной проблемой в современной педагогике является формирование у детей дошкольного возраста инициативности и самостоятельности. Именно волевые качества личности – это стержень характера человека, поэтому их воспитанию нужно уделять серьёзное внимание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество, а также принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

В соответствии с требованиями ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Самостоятельность ребёнка – это осуществление самим ребёнком определённой какой-то деятельности, процесс, делания (чего-либо). По мнению Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей; ставить перед собой новые задачи и находить их решение. Самостоятельность не означает полной свободы действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм и правил. Самостоятельность является важным качеством для будущей деятельности ребёнка.

Инициативность ребёнка – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск к деятельности. Инициатива определяется как почин, первый шаг; это внутреннее побуждение к чему-то новому, внутренний порыв к изменениям, движениям. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Если инициатива со стороны ребёнка обычно рассматривается лишь как один из основных компонентов развития личности, то самостоятельность – более сложная черта характера, которая охватывает все стороны жизнедеятельности человека.

Необходимым условием для развития у ребёнка инициативного поведения является его воспитания в рамках развивающего, а не авторитарного общения со взрослыми. В своей возрастной группе использую педагогическое общение, основанное на принципах понимания, любви, и терпимости к детям, которое является условием полноценного развития самостоятельности и позитивной свободы.

Учитываю рекомендации психологов, которые установили, что каждому возрастному периоду жизни ребёнка соответствует своя «ведущая деятельность». Следует всячески поощрять любую инициативу ребёнка, стимулировать его действия, направлять, поддерживать. Ребёнок только тогда способен усвоить одно из главных правил самостоятельного поведения, когда его действия завершаются результатом.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в реализуемую в нашем дошкольном учреждении образовательную программу включё н раздел: «Способы и направления поддержки детской инициативы»; разработаны методы и приёмы, позволяющие развивать и поддерживать у воспитанников самостоятельность и инициативу.

Проведён анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах, с целью необходимого пополнения. Важно создать в группе разнообразную по содержанию доступную развивающую среду, с учётом возрастных особенностей детей. По мере необходимости моделируем и изменяем предметно-развивающую среду, вносим в неё мотивирующие элементы. Образовательная и игровая среда направлены на развитие и мотивацию к занятиям познавательно-исследовательской деятельностью. В младшем дошкольном возрасте приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; развитие познавательного интереса, обогащение собственного познавательного опыта детей по восприятию окружающего мира. Развитие детской инициативы и самостоятельности в группе осуществляется с помощью: создания комфортной среды для свободного выбора детьми вида деятельности; оказания помощи детям, с целью поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Важно сказать о совместной деятельности воспитателя с детьми, так как это одно из требований ФГОС ДО. Наша задача решать образовательные задачи в совместной партнёрской деятельности с детьми, создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. При этом следует уважать мнение каждого ребёнка, в общении отдавать предпочтение диалогу с детьми, предоставлять детям свободу выбора (деятельности, партнёра, материала).

Совместную деятельность с детьми мы реализуем посредством различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, восприятия художественной литературы, музыкальной, трудовой). Выбираем формы и методы работы в зависимости от возрастных особенностей детей, их уровня освоения образовательной программы. В процессе организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий. По мнению Н. А. Коротковой: воспитатель включён в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно; дети свободно двигаются и перемещаются; образовательная деятельность имеет открытый временный конец (каждый ребёнок работает в своём темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребёнок чувствует и осознаёт свою успешность в любом виде детской деятельности.

В работе с детьми использую технологию исследовательской деятельности. Моя работа направлена на формирование самостоятельности и инициативы у воспитанников через проведение опытов и игр-экспериментов, предполагает решение следующих задач:

Развитие собственного познавательного опыта детей с помощью наглядных средств;

Расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности, путём включения мыслительных, моделирующих и преобразующие действия;

Развитие и поддержка инициативы детей, самостоятельности и сообразительности. Эффективно позволяют решать поставленные задачи развивающие методы и приёмы :

Ситуативные разговоры с детьми;

Наблюдения;

Моделирование;

«Погружение» в запахи, звуки, краски;

Подражание голосам и звукам природы;

Дидактические игры, обучающие, творческие, развивающие;

Опыты, игры-эксперименты;

Использование художественного слова;

Игровые действия, трудовые поручения.

Организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда позволяет проводить с детьми опыты-эксперименты в процессе образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности («Мельница» – игры с водой, «Шарик катится по дорожке», во время прогулки. Дети младшего дошкольного возраста познают мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. С удовольствием знакомятся со свойствами материалов, объектами неживой природы: «Где живёт вода? «Для чего она нужна?», «Тонет-плавает», «Почему сухой песок сыплется, мокрый – нет?». В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода прозрачная, без вкуса, не имеет формы, льётся; тяжёлые предметы в ней тонут, лёгкие - плавают; бумагу можно смять, порвать, в воде она намокает; ткань мнется, рвётся, режется, бывает мокрая, высыхает; дерево твёрдое, прочное, бывает гладкое, шероховатое, в воде плавает. В ходе опытов-экспериментов даю возможность удовлетворит любознательность детей, предлагаю высказать свои предположения, почему так происходит, самостоятельно поучаствовать в игре-эксперименте. Исследовательская деятельность детей позволяет развивать у детей умение действовать самостоятельно, повышает познавательный интерес; даёт возможность не сдерживать инициативу детей; позволяет самим сделать свои «маленькие открытия». Организуя в группе познавательно-исследовательскую деятельность, прежде всего обращаю внимание на создание условий, подбор необходимых материалов и оборудования; проявляю искренний интерес к исследовательской деятельности, выбранной детьми; обязательно задаю и отвечаю на вопросы «маленьких исследователей»; предоставляю возможность свободного выбора вида деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Установление доброжелательных отношений в группе детей и за её границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, игры, продуктивной деятельности.

Для эффективности работы с детьми, важна вовлечённость родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышения уровня их педагогической компетентности. С этой целью мы проводим мастер – классы: «Как организовать маленькие открытия дома», используем технологию Портфолио. Родители активные участники проектов, проводимых в группе. Как писал К. Е. Тимирязев: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Список литературы:

Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и игры - эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2014.

Короткова Н. А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М. : Ленка-Пресс, 2002.

Кошкина Н. Р., Офицерова С. С. Организация деятельности проблемной группы по внедрению современных педагогических технологий в практику работы ДОО. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. №9

Каралашвили Е., Павлова Л. Совместная деятельность воспитателя и детей : как выполнить требования ФГОС Д О. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2017. №10.

Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс. https://www.firo.ru|wp\content|uploads|2013|11|PR-1155.pdf

Публикации по теме:

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста» Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Чужанова Мария Сергеевна, воспитатель,.

Консультация «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности» Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Требования ФГОС ДО направлены на.

Развитие познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами активных методов ОД в подготовительной группе "Соль друг - соль враг" Задачи 1. Стимулировать детей к формулированию собственных выводов; 2. Развивать речевую.

Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным.

Развитие детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала 1 слайд\ тема Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по развитию детской инициативы у детей старшего.

Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельностьРазвитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность По мнению известного педагога А. П. Усовой «Игра – доступная.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном.

Выступление на педагогическом совете «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» Выступление на педагогическом совете на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 12:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД