Ольга Арутюнян Шерстякова
Опыт работы по теме «Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Арутюнян (Шерстякова)
Опыт работы по теме «Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей»
Эстетическое воспитание в детском саду в процессе музыкальной деятельности осуществляется в процессе ознакомления детей с природой, разными видами искусства и активного включения детей в разные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Публикация «Опыт работы по теме „Решение задач эстетического воспитания в музыкальной деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В разных возрастных группах программа предусматривает:
- развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное и декоративно – прикладное искусство, театр, музыка и т. д.) Расширение представлений о творческих профессиях и их значении (художник, музыкант, поэт, актёр, композитор и т. д.);
- формирование художественно – образных представлений, эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Обогащение музыкальными впечатлениями;
- развитие творческих способностей в художественно – речевой и музыкально – художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей: восприятие, чувства цвета, ритма, композиции, умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;
На музыкальных занятиях дети приобщаются к сюжетным музыкальным играм. Учатся перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Сюжетные музыкальные игры способствуют развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит важный петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают скворушки и т. д.
На праздниках и развлечениях в нашем детском саду дети знакомятся с произведениями народного искусства (потешки, загадки, сказки, песни, хороводы и т. д., изделия народного, декоративно – прикладного искусства.)
Ещё одна из основных задач музыкально – эстетического воспитания :
- способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки, журчит ручеёк и т. д.) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лиса, сердитый волк и т. д.) Благодаря таким музыкально – игровым упражнениям дети развивают в себе способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в различные явления природы, замечать их динамику, форму, цвет, развивают эстетическое восприятие, дети учатся созерцать красоту окружающего мира.
Для реализации данных задач на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках мы используем:
а) аудиозаписи с шумами, со звуками природы (вой ветра, звуки капели, пение птиц, стук дятла, журчание ручейка, завывание вьюги и т. д.)
б) иллюстрированный материал по всем временам года, репродукции картин знаменитых художников.
в) малые скульптурные формы, мягкие игрушки, театральные куклы на примере музыкальной игры «Что в корзиночке моей?»
г) использование музыкальных инструментов, иллюстрирующих звуки природы, голоса птиц, животных, насекомых.
А так же в театральной деятельности – подбор костюмов, соответствующие тому или иному образу.
Формируя и развивая творческие способности детей, мы систематически совершенствуем навыки выразительного чтения, чистого пения, изящного движения.
Особое значение во всей деятельности по эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом и проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.
Возрастные возможности детей позволяют установить связи музыки не только с литературой, живописью, театром, но и с математикой.
Например, с математическим развитием: ориентировка в пространстве – бег врассыпную, ходьба друг за другом, упражнения при разучивании танцев и т. д. ; пение – в каждой песне есть куплеты (первый, второй) и припев (один, повторяется определенное количество раз); музыкально-ритмические движения - 2-3-хчастная форма произведений; игра на музыкальных инструментов – ударь 2-3 раза, отбей правильно ритмический рисунок; разучивание попевок.
Таким образом, использование звуковых и наглядных материалов позволяет заинтересовать детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала о природе родного края, о растительном и животном мире, а также формируется высокая творческая активность детей.
Всю работу по музыкальному воспитанию я провожу в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи. Это отражено в организации выставок детских рисунков по всем временам года, включение в сценарии праздников и развлечений драматизации сказок, сценок в стихах, фольклорных постановок.
Например: «Осенняя история», «Почему у зайца короткий хвост?», «Приключения у новогодней елки», «Сказка о дружбе», «Пасхальный теремок», «День цветов», «Лесная аптека», «Праздник летних дождей» и т. д.
С помощью педагогов и родителей искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.