Приложение МААМ

Опыт работы по формированию детской самостоятельности и инициативы в ДОУ

Наталья Панченко
Опыт работы по формированию детской самостоятельности и инициативы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день, сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.

Публикация «Опыт работы по формированию детской самостоятельности и инициативы в ДОУ» размещена в разделах

Перед педагоги нашего ДОУ стоит цель: сформировать у детей самостоятельность как качество личности (безусловно, в объемах их возрастных уровней).

Реализуя задачи: формирование у детей представлений о том, что значит быть самостоятельным; обучение необходимым знаниям, умениям, навыкам (развитие у детей способностей ставить цель, формулировать проблемы и гипотезы, находить варианты решения проблемных ситуаций, составлять план, быть организатором своей деятельности и правильно оценивать свои результаты, используя эффективные методы и приемы, к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности в разных видах деятельности. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Каждая деятельность оказывает влияние на развитие разных компонентов самостоятельности :

- в игре - развитие активности и инициативы;

- в труде - осознанность действий, настойчивость, достижение результата;

- в продуктивной деятельности - независимость ребенка от взрослого, самовыражение.

Ребенок, осваивая разные виды деятельности, приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Основным субъектом педагогического руководства детской деятельностью является воспитатель. Мы планирует и организует, создает различные ситуации, побуждать инициативу совместно найти правильное решение проблемы, отслеживает динамику их изменений, стимулирует их активность при выполнении порученных им или выбранных по собственной инициативе дел.

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Воспитатель утром (перед или после завтрака) раскладывает в центрах активности, подготовленные на этот день учебные и игровые материалы. Дети видя как, это делает воспитатель, и помогают их раскладывать. Это еще больше помогает им сориентироваться в возможных делах и действиях. Более того, они сами рассказывают остальным во время группового сбора «Утро добрых встреч» какие материалы ждут в центрах игры, театрализации, искусства, науки, математики, двигательной деятельности. Групповой сбор заканчивается самостоятельным выбором деятельности, в каком либо центре активности, выбором партнеров. Кроме того, старшие дошкольники проговаривают еще такой момент, как и чем они будут заниматься.

Для развития самостоятельности и инициативы удобна и интересна в применении методика Прохоровой «Выбор деятельности». Детям предлагается «Доска выбора» на которой представлены различные виды деятельности (количество деятельности зависит от возраста). Под нужным изображением ребенок, по своему выбору, размещает свою фотографию или карточку.

Если ребенок не может себя занять, скучает, на помощь приходит такой прием как «Коробочка выбора деятельности» Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности.

Данная методика позволяет воспитателю увидеть детские предпочтения и скоординировать работу с детьми

Еще один очень интересный прием предлагает Шапиро «Коробочка идей», которая включает в себя карточки связанные с различными видами детских занятий. Когда ребенку скучно, он может вытащить три карточки и выбрать любую из них. Ребенок играет сам, а взрослый неподалеку, чтобы включиться, если надо вместе с ним в игру.

В старшем возрасте используем способ самоорганизации «Деловые хлопоты» Используются бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «организатор», «исследователь» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Для развития самостоятельности используем прием : «Пространственная игра» которая относится к свободной деятельности. Создается свободное неорганизованное пространство и дается детям возможность действовать с ним по своему усмотрению. Обязательно наличие в нем большого количества неоформленных предметов крупного размера (легкие мягкие модули, сухой бассейн, маты, коврики и куски ткани). Дети играют как хотят и чем хотят, но при условии соблюдения правил безопасности, что обговаривается с детьми. Дети свободно перемещаются в пространстве, действуют с предметами, строят, подлезают и т. д. Педагог не вмешивается в процесс (только с целью предупреждения травм). Как только расширяются границы психологических полномочий взрослого, дети тут же перекладывают функции контроля над ситуацией на него, и саморегулятивные процессы приостанавливаются. Исследования такой игры показывают, что уровень самостоятельного контроля за своими действиями у детей очень высок. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязывать или запрещать детям что-либо. Если взрослые всегда придерживаются одних и тех же требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.

Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинства. Устанавливаем простые и понятные нормы жизни в детской группе, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого отдельного ребёнка.

В группе располагаются разнообразные схемы, алгоритмы, таблицы, модели способствующие формированию самостоятельности, навыкам планирования. Видя перед глазами алгоритм выполнения той или иной операции, ребенок может самостоятельно осуществить последовательность действий, без напоминаний регулировать своё поведение. В разных группах оформляется по разному правила дружбы, алгоритм одевания и умывания, правила поведения за столом и др. В игровых центрах присутствуют модели, которые являются ориентиром при уборки игрушек.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм и правил.

Особое внимание хочется уделить трудовой деятельности, в ней заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости, самостоятельности, инициативы в достижении результата. Именно в труде есть возможность предоставить детям больше самостоятельности, привлечь их к участию в планировании работы, к совместному обсуждению организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (коллективная уборка в группе, сбор урожая и др.) Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждаем, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети работают совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжить. По окончанию работы дети анализируют, дают оценку качеству, но и отношению каждого к труду, правильно относятся к оценке своего труда.

Широко используем в своей работе поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей чувства ответственности за полученное дело. Поручение является наиболее гибким, личностно – ориентированным инструментом воспитания самостоятельности. Очень важно помнить, что любая деятельность ребенка в процессе воспитания самостоятельности должна быть, им осознана и свободна.

Стенд "Я умею, я люблю, мне это интересно" оформляется в группах по инициативе ребенка и раскрывает его интересы, желания и возможности. Помогает ребенку осознать значимость своей личности.

Коллекционирование - доступный детям вид деятельности,

учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ". Ребенок учиться систематизировать, самостоятельно добывать информацию, прогнозировать. Представляя детям свою коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др. Этот вид деятельности широко и уже давно используется у нас в ДОУ.

Метод проектов пробуждает интерес детей к предлагаемой деятельности, приобщает их к процессу познания, учит детей инициировать интересные дела в рамках конкретной темы, прогнозировать будущие изменения, выявлять проблему, экспериментировать и принимать нужное решение, работать с разными источниками информации.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в группах создан «Центр творчества», создан по принципу доступности и мобильности. Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материала, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В старших группах выбирается ответственный, который следит за порядком, чистотой, качеством выполнения работы.

Еще одна возможность выразить индивидуальность ребенка оформление стены к праздникам. Используется для демонстрации личных достижений воспитанников, выставках рисунков дошкольников, работы детей посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).

Для формирования активной позиции родителей в развитии самостоятельности и инициативы используем традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей :

- информационно-аналитические (анкетирование)

- досуговые (совместные праздники и развлечения)

-наглядно-информационные (стенды, памятки)

Родители периодически работают в центрах активности (Центр строительства – с папой делали кормушки, центр творчества – мама делала с ребятами снежинки, трудились и выпекали с мамой крендели,

Использование педагогами в практике эффективных методов и приемов способствует развитию самостоятельности и инициативности. Ребенок стремится к общению, к организации игр, продуктивных видов деятельности, он умеет найти занятие по своему желанию, предложить интересное дело другим. Дети достигают определенного уровня развития самостоятельности и инициативности.

Публикации по теме:

Опыт работы «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС»  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Колокольчик» МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ТЕМА: ««Поддержка детской инициативы.

Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольник – это прежде всего деятель, Стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счёт возникающих разнообразных инициатив.

Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих.

Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников»Фотоотчет об участии в методическом дне «Создание условий поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта межмуниципального сетевого взаимодействия «ФГОС ДО» 11 апреля 2018 года прошел методический день «Создание.

Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности» Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности» «Посеешь заботу – пожнёшь инициативу».

Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности» Добрый день уважаемые участники мастер-класса! Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. И пусть ваши.

Организация образовательного квеста в ДОО как средство развития детской самостоятельности и инициативы Организация образовательного квеста в ДОО. В настоящее время в отрасли «Образование» происходят существенные изменения. Это обусловлено,.

Опыт работы воспитателя «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС» Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 Комбинированного вида» города Пикалево проект «Способы.

Выступление на педагогическом совете «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» Выступление на педагогическом совете на тему:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию детской самостоятельности и инициативы в ДОУ
Опубликовано: 15 июня 2018 в 16:20
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по формированию детской самостоятельности и инициативы в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Панченко (УИ 1492385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД