юлия горященко
Опыт работы «Развитие речи посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи посредством пальчиковых игр»
Подготовил воспитатель первой категории: Горященко Юлия Викторовна.
В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находятся в кончиках пальцев»
Этот известный афоризм вспоминают всякий раз, когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка, чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Понимание педагогами и родителями значимости сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогикой коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психологическое здоровье. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Публикация «Опыт работы „Развитие речи посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Упражнения для ладоней и пальцев с крупными бигуди, перекатывание между ладонями шестигранного карандаша, мяча, сосновой или еловой шишки оказывают прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние, манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение с губ, снимают умственную усталость, они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
В раннем детстве (от года до трех) ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становится пальчиковая гимнастика, иначе пальчиковые игры.
В народной педагогике этому всегда предавали первостепенное значение. Особенностью игр является одновременное обращение ко всем сторонам личности ребёнка. В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребё нка: он общается и с взрослыми и детьми. Развиваются речевые центры, ибо игра обязательно сопровождается проговариванием или пропеванием рифмованного текста. Включаются эстетические переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга – слуховые, зрительные и тактильные.
Таким образом, пальчиковые игры, образно говоря, приводят центральную нервную систему в активное творческое состояние, что и обеспечивает ребёнку оптимальные условия развития.
Пальчиковые игры и упражнения – развлекательное и оздоравливающее занятие. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми с 6-7 месяцев: массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения брать каждый пальчик ребенка и по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так 2-3 минуты ежедневно с 10 месяцев возраста следует давать ребенку сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Можно поиграть с ребенком в игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
Как определить уровень развития речи у детей первых лет жизни?
Для этого мы проводим такой опыт. Просим ребенка показать один пальчик, два, три (сделай вот так, показать). Дети, которым удается повторить изолированное движение пальцев, хорошо говорят. И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе, или наоборот, вялые, не делают отдельных движений. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Таким образом, индивидуальное развитие речи тесно связано с движениями, в первую очередь с пальцами рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Меня заинтересовали упражнения, связанные с развитием пальцев рук, начиная с 3-4-летнего возраста.
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Игровую тренировку с пальчиками детей начинаю применять с первых дней пребывания в детском саду. Как облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее - позабавить детей, развлечь. И в этом неоценимую помощь оказывают пальчиковые игры. Например, перебираю пальчики ребенка :
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик наш малыш,
А зовут его ….
И ребенок в процессе игры успокаивается, улыбается. Затем подходят и другие дети, протягивают ручки. Им тоже хочется, чтобы про них рассказали.
Пальчиковые игры провожу с детьми младшего дошкольного возраста, как индивидуально, так и подгруппой детей. Например:
-Мальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем песни пел.
(Поочередно разбирать пальцы ребенка, сначала помогаю детям, затем они делают это самостоятельно)
Дружба
(Первые две строчки - обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
За грибами
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало.
(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть.)
За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу.)
Три лукошка принесли. (Показать три пальца.)
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел
Пальчики
(Пальцы сжаты в кулаки.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца.)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, (Затем сгибать в том же порядке.)
В домик спрятались опять.
Наши пальчики
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.)
Рисовать опять начнем.
Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять, (Пересчитать пальчики.)
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные. (Сжать их в кулак. Поменять руки.)
Птички прилетали
Птички прилетали, (Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз.)
Крыльями махали.
Сели. Посидели. (Сжать пальцы в кулачок.)
И дальше полетели. (Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз.)
Дятел
(Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки.)
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья лечит.
Занимаясь с детьми младшей группы каждый день пальчиковыми играми, я заметила, что дети стали лучше разговаривать, их словарный запас увеличился.
В средней группе также продолжаю работу по развитию мелкой моторики рук детей с помощью пальчиковых игр и упражнений.
Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура рук. Обнаружив у некоторых такое отставание, я проводила с ними индивидуальную работу по развитию речи с использованием пальчиковых игр и упражнений.
Пальчиковые игры должны быть непродолжительными. Пяти минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Для начала с детьми разучили названия пальцев. Чтобы запомнить названия пальцев, с детьми учим такую потешку, при этом сжатые пальцы в кулак, поочерёдно разжимаем, начиная с большого:
Большой палец встал один.
Указательный – за ним.
Средний, будет безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «ура!»
На работу им пора.
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
Летела сова
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Пчёлки
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
Вкусный торт
Тесто ручками помнем,
(Сжимайте и разжимайте кулачки.)
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
(Ладошкой рисуйте круги на столе.)
А верхушку – сладким кремом.
(Потрите ладоши.)
И кокосовою крошкой
Мы присыплем корж немножко.
(Посыпьте «крошку» пальчиками.)
А потом заваpим чай –
Ну-ка к чаю приглашай!
(Одной рукой пожмите другую.)
Вкусная каша
Кукле кашу я сварю:
(Вращайте кистями рук.)
В миску молока налью,
(Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.)
Положу туда крупу
(Сделайте сыпучие движения.)
И поставлю на плиту.
(Раскройте ладони.)
Будет каша хороша!
(Похлопайте в ладошки.)
Кушай, кукла, не спеша.
(Пригрозите пальчиком.)
Пальчиковые загадки.
Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми. Вот несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.
Регулярное повторение пальчиковых игр и упражнений способствует развитию внимания, памяти, мышления детей, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Итак, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, проводимые ежедневно, способствуют развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а так же комуникативности. Кисти руОпыт работы по теме :
«Развитие речи посредством пальчиковых игр»
Подготовил воспитатель первой категории: Горященко Юлия Викторовна.
В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находятся в кончиках пальцев»
Этот известный афоризм вспоминают всякий раз, когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка, чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Понимание педагогами и родителями значимости сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогикой коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психологическое здоровье. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Упражнения для ладоней и пальцев с крупными бигуди, перекатывание между ладонями шестигранного карандаша, мяча, сосновой или еловой шишки оказывают прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие. Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние, манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение с губ, снимают умственную усталость, они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
В раннем детстве (от года до трех) ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становится пальчиковая гимнастика, иначе пальчиковые игры.
В народной педагогике этому всегда предавали первостепенное значение. Особенностью игр является одновременное обращение ко всем сторонам личности ребёнка. В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребё нка: он общается и с взрослыми и детьми. Развиваются речевые центры, ибо игра обязательно сопровождается проговариванием или пропеванием рифмованного текста. Включаются эстетические переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга – слуховые, зрительные и тактильные.
Таким образом, пальчиковые игры, образно говоря, приводят центральную нервную систему в активное творческое состояние, что и обеспечивает ребёнку оптимальные условия развития.
Пальчиковые игры и упражнения – развлекательное и оздоравливающее занятие. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми с 6-7 месяцев: массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения брать каждый пальчик ребенка и по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так 2-3 минуты ежедневно с 10 месяцев возраста следует давать ребенку сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Можно поиграть с ребенком в игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая».
Как определить уровень развития речи у детей первых лет жизни?
Для этого мы проводим такой опыт. Просим ребенка показать один пальчик, два, три (сделай вот так, показать). Дети, которым удается повторить изолированное движение пальцев, хорошо говорят. И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе, или наоборот, вялые, не делают отдельных движений. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
Таким образом, индивидуальное развитие речи тесно связано с движениями, в первую очередь с пальцами рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Меня заинтересовали упражнения, связанные с развитием пальцев рук, начиная с 3-4-летнего возраста.
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Игровую тренировку с пальчиками детей начинаю применять с первых дней пребывания в детском саду. Как облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее - позабавить детей, развлечь. И в этом неоценимую помощь оказывают пальчиковые игры. Например, перебираю пальчики ребенка :
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик наш малыш,
А зовут его ….
И ребенок в процессе игры успокаивается, улыбается. Затем подходят и другие дети, протягивают ручки. Им тоже хочется, чтобы про них рассказали.
Пальчиковые игры провожу с детьми младшего дошкольного возраста, как индивидуально, так и подгруппой детей. Например:
-Мальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем песни пел.
(Поочередно разбирать пальцы ребенка, сначала помогаю детям, затем они делают это самостоятельно)
Дружба
(Первые две строчки - обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
За грибами
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало.
(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть.)
За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу.)
Три лукошка принесли. (Показать три пальца.)
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел
Пальчики
(Пальцы сжаты в кулаки.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца.)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, (Затем сгибать в том же порядке.)
В домик спрятались опять.
Наши пальчики
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.)
Рисовать опять начнем.
Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять, (Пересчитать пальчики.)
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные. (Сжать их в кулак. Поменять руки.)
Птички прилетали
Птички прилетали, (Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз.)
Крыльями махали.
Сели. Посидели. (Сжать пальцы в кулачок.)
И дальше полетели. (Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз.)
Дятел
(Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки.)
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья лечит.
Занимаясь с детьми младшей группы каждый день пальчиковыми играми, я заметила, что дети стали лучше разговаривать, их словарный запас увеличился.
В средней группе также продолжаю работу по развитию мелкой моторики рук детей с помощью пальчиковых игр и упражнений.
Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит у него отстает в развитии мелкая мускулатура рук. Обнаружив у некоторых такое отставание, я проводила с ними индивидуальную работу по развитию речи с использованием пальчиковых игр и упражнений.
Пальчиковые игры должны быть непродолжительными. Пяти минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Для начала с детьми разучили названия пальцев. Чтобы запомнить названия пальцев, с детьми учим такую потешку, при этом сжатые пальцы в кулак, поочерёдно разжимаем, начиная с большого:
Большой палец встал один.
Указательный – за ним.
Средний, будет безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «ура!»
На работу им пора.
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
Летела сова
(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Пчёлки
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!
Вкусный торт
Тесто ручками помнем,
(Сжимайте и разжимайте кулачки.)
Вкусный тортик испечем.
Серединку смажем джемом,
(Ладошкой рисуйте круги на столе.)
А верхушку – сладким кремом.
(Потрите ладоши.)
И кокосовою крошкой
Мы присыплем корж немножко.
(Посыпьте «крошку» пальчиками.)
А потом заваpим чай –
Ну-ка к чаю приглашай!
(Одной рукой пожмите другую.)
Вкусная каша
Кукле кашу я сварю:
(Вращайте кистями рук.)
В миску молока налью,
(Сожмите кулачек и сделайте движение, как будто наливайте из стакана.)
Положу туда крупу
(Сделайте сыпучие движения.)
И поставлю на плиту.
(Раскройте ладони.)
Будет каша хороша!
(Похлопайте в ладошки.)
Кушай, кукла, не спеша.
(Пригрозите пальчиком.)
Пальчиковые загадки.
Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми. Вот несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.
Регулярное повторение пальчиковых игр и упражнений способствует развитию внимания, памяти, мышления детей, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Итак, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, проводимые ежедневно, способствуют развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а так же комуникативности. Кисти рук ребенка стали подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в школе.
к ребенка стали подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в школе.