Ирина Алимина
Работа с родителями детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
:
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей. Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В последние месяца мы видим запрос родителей, участников СВО на психоло-педагогическую поддержку ребенка.
В связи с этим на заседании ППк было предложено организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является Лого-клуб «Океан речи».
Содержание:
По решению ППк на базе детского сада № 36 был, создал Лого-клуб «Океан речи», ответственным за проведение назначен учитель-логопед Алимина Ирина Владимировна. Время проведения: последняя среда месяца 17.00-18.00.
Участники: родители детей, нуждающихся в логопедической коррекции, родители детей билингвистов и инофонов, родители детей участников СВО.
В начале учебного года родителям желающим посещать Лого-клуб предлагается заполнить анкету (приложение 1, благодаря которой планируется работа клуба и разрабатывается перспективный план мероприятия (приложение 2). В плане прослеживаются разнообразные формы работы, которые делятся на теоретическую и практикую части. В теоретическую часть входят консультации подготовленные логопедом, круглый стол, беседы. Практическая часть включает в себя совместное изготовление пособий, благодаря которым родители могут успешно помогать своим детям в преодолении речевого дефекта, и просто активно развивать своего ребенка через игру.
Работа клуба организована по трем этапам:
1. Диагностический этап
Цель: создать родителям условия для изучения самих себя, своих знаний по вопросам воспитания детей.
Формы работы: индивидуальное собеседование, групповые занятия.
Результат работы: сформированная у родителей потребность в получении знаний.
2. Вариативный этап
Цель: создать условия для педагогического образования родителей
Формы работы: заседание клуба, мастер – классы, круглые столы, дискуссии.
Результат работы: получение родителями основ педагогических знаний по воспитанию и образованию детей.
3. Этап самообразования
Цель: повышение уровня родительской культуры.
Формы работы: через интернет ресурсы, сайт детского сада, библиотеку ДОУ. Результат работы: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Наш клуб посещают родители детей не только с речевыми проблемами, но и родители детей билингвистов, инофонов, участники СВО. При поступлении данной категории детей проводится беседа с родителями, работа с ними необходима и обязательна. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития. В работу Лого-клуба включены обязательно индивидуальные консультации для данной категории родителей, где активно в помощь подключается педагог-психолог, мы приветствуем, когда они готовы посетить групповые занятия.
Каждая встреча проходит в дружелюбной атмосфере, родители могут высказать свое мнение по поводу теоретической части занятия, во время практической части мы изготавливаем пособия для развития детей, в этом учебном году у нас было одно занятие, которое прошло 25 сентября, на нем мы изготовили пособие «Осенний Доблл», оно вызвало большой интерес у родителей, они были очень удивлены, что с помощью такой игры можно успешно развивать речь. Родителям был так же предложен материал для создания подобной игры на автоматизацию звуков.
Именно в этом и состоит моя задача, как логопеда донести до родителей, что обучать ребенка можно через игру и это, проходит, весело и интересно вызывая огромное желание ребенка к занятию.
Вывод:
Наш клуб работает второй год. На каждом занятии присутствуют от 5 до 10 родителей.
Имеющийся опыт свидетельствует, что комплексная, содержательная работа, которая регулярно проводится с родителями, заинтересованными в образовании своего ребенка положительно влияет на коррекцию речевого дефекта.
Большим достижением является установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей, повышением логопедической компетентности родителей, повышением компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.
В конце учебного года каждому родителю, который посещал Лого-клуб, предлагается заполнить анкету результативности (приложение 3, что позволяет педагогу сделать выводы о проделанной работе, внести коррективы на следующий учебный год.
Список использованной литературы:
: 1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. «Взаимодействие логопеда и семьи реб нка с недостатками речи»- М. :ТЦ Сфера, 2009.
2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ семь й: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. :ТЦ Сфера,2004
3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: «Методическое пособие / Под ред. Л. С. Вакуленко. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М. : Творческий центр, 2003.
5. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. - М. : ГНОМ, 2009. (4 альбома)
6. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.