Ольга Князькова
«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.2
▼ Скачать + Заказать документы
В совместной деятельности с детьми я использовала следующие методы и приемы работы:
Метод Приемы
Словесный Чтение произведений. Чтение с продолжением.
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Беседа по произведению, о книге, после чтения
Прослушивание грамзаписи
Сочинение собственных сказок
Практический Элементы инсценировки.
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Изготовление самодельной книги
Игровая деятельность
Публикация «„Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок“, Самоанализ, Ч,2» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самоанализ
- Темочки
Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.
Оформление выставки
3 этап
Исследование уровня сформированности интереса к художественной литературе у дошкольного проводилось в сентябре 2016 года — это была первая начальная диагностика, а в мае 2017 года — проведя диагностику, я подвела итоги работы во второй младшей группе. Следующая диагностика была мною проведена в сентябре 2017 года — дети средней группы.
Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы кружковой работы, я учитываю возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений и ориентируюсь на критерии, разработанные основной образовательной программой дошкольного образования.
Основными диагностическими «инструментариями» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художетсвенного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы использую индивидуальные беседы с ребёнком.
При организации наблюдения и беседы использую методику, разработанную психологами Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, представленной в издании «Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада».
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности.
При наблюдении соблюданию определенные условия:
• Перед наблюдением формулирую для себя цель, какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться; например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности;
• В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в котором будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка».
• При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.
• Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, т. е. за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятия подряд. Это связано еще и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроение ребенка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т. п.).
• Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных — высказывания ребенка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребенка на присходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребенка к прочитанному.
Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей использовались следующие критерии:
• интерес к слушанию чтения книг;
• рассматривание иллюстраций;
• понимание содержания литературного произведения,
• пересказ прочитанного, беседа о произведении.
На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:
Высокий уровень – ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из книги, пересказать по своему. Демонстрирует попытки инсценировки с участием взрослого.
Средний уровень – ребёнок с интересом слушает чтение книги, но испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Может назвать любимую книгу. Рассматривает иллюстрации, отождествляет предмет и изображение. Демонстрирует интерес к тексту произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со взрослым, иногда самостоятельно.
Низкий уровень – ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо.
На основе зафиксированных данных заполняю итоговую диагностическую таблицу.
Таблица 1. Оценка уровня сформированности интереса к книге и чтению в контрольной и экспериментальной группах
Фамилия, имя ребенка интерес к книге интерес к рассматриванию иллюстраций интерес к слушанию чтения книги, понимание содержания литературного произведения, способность к проговариванию и инсценировки
н/г к/г н/г к/г н/г к/г
Результаты диагностики (интерес к книге, интерес к рассматриванию иллюстраций)
высокий средний низкий
Сентябрь 2016 11% 74% 15%
Май 2017 18% 71% 11%
Сентябрь 2017 19 % 72% 9 %
Результаты диагностики (интерес к слушанию чтения книги, понимание содержания литературного произведения, способность к проговариванию и инсценировки)
высокий средний низкий
Сентябрь 2016 9% 68% 23%
Май 2017 10% 71% 19%
Сентябрь 2017 21 % 65% 14 %
Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что проделанная мною работа способствовала развитию интереса у детей к книге, интереса к рассматриванию иллюстраций и значительно повысился за год работы интерес к работе со сказками.
Таким образом, проведенная диагностика позволила мне не только определить уровень развития детей на момент начала работы и год спустя, но и определить направления работы на следующий год. Разработала перспективный план работы на среднюю группу, по которому сейчас и провожу работу.
Работа с родителями:
Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. После первого родительского собрания, я немного была расстроена, что присутствовало только половина родителей моих воспитанников. Тогда я поняла — необходимо способствовать тому, чтобы у всех родителей моих воспитанников возникло понимание: чтение способствует духовной связи ребенка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Я разработала план работы с родителями.
Формы работы с родителями по приобщению детей к чтению
1. Информационный уголок
Советы родителям:
- «Как правильно читать книгу детям?»
- «Как проводить беседу по художественному произведению».
- «Списки необходимой литературы».
- «Организация домашнего театра».
- «Коллективное чтение в семье».
- Дидактические игры по литературным произведениям: «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя», «Разложи по порядку», «Кроссворды».
2. Домашние задания:
- Создание книг – самоделок по произведениям детских писателей либо по предложенному началу.
3. Конкурс книжек – малюток.
4. Создание семейных библиотек.
5. Обмен опытом родителей в виде газеты «Книга в кругу семьи», по привлечению детей к чтению в семье.
6. Анкетирование по теме:
«Место книги в нашей семье»;
«Семейное чтение»
7. Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»
Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе.
Я организовывала «Мастерские по изготовлению книжек самоделок и ремонту книг», арт-выставоки (совместные рисунки «Краски прочитанной книги», семейные фотографии «Вместе с книгой я расту», «Экран прочитанных книг», литературные викторины, театрализованную деятельность и др., что повысило интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Способствовало эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений.
Непременным условием реализации мой работы является мое взаимодействие со всеми специалистами нашего ДОУ. С музыкальным руководителем, педагогом — психологом, инструктором по физической культуре, старшим воспитателем. Они помогли мне обеспечить богатство содержания развлечений, игр — драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ. Совместно с педагогом - психологом проводила наблюдения на период диагностики.
Свой опыт работы представляю регулярно на педагогических советах нашего ДОУ, участвую в дистанционных конкурсах в интернет-рессурсах, также дистанционно публикую свои конспекты занятий, развлечений, разработки родительских собраний на педагогических порталах. Делюсь своим опытом активно с коллегами на сайте маам. ру (https://www.maam.ru/users/367566)
В данное время являюсь участником районного конкурса «Педагогический дебют 2018».
Свою работу планирую продолжать еще два года, впереди еще много интересного как для меня, так и для детей, и их родителей.
Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.