Получи документы

«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.2

Ольга Князькова
«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.2
▼ Скачать + Заказать документы

В совместной деятельности с детьми я использовала следующие методы и приемы работы:

Метод Приемы

Словесный Чтение произведений. Чтение с продолжением.

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Беседа по произведению, о книге, после чтения

Прослушивание грамзаписи

Сочинение собственных сказок

Практический Элементы инсценировки.

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Изготовление самодельной книги

Игровая деятельность

Публикация «„Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок“, Самоанализ, Ч,2» размещена в разделах

Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Схемы

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.

Оформление выставки

3 этап

Исследование уровня сформированности интереса к художественной литературе у дошкольного проводилось в сентябре 2016 года — это была первая начальная диагностика, а в мае 2017 года — проведя диагностику, я подвела итоги работы во второй младшей группе. Следующая диагностика была мною проведена в сентябре 2017 года — дети средней группы.

Для эффективной организации работы и грамотной диагностики усвоения содержания программы кружковой работы, я учитываю возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений и ориентируюсь на критерии, разработанные основной образовательной программой дошкольного образования.

Основными диагностическими «инструментариями» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художетсвенного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы использую индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы использую методику, разработанную психологами Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, представленной в издании «Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада».

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности.

При наблюдении соблюданию определенные условия:

• Перед наблюдением формулирую для себя цель, какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться; например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности;

• В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в котором будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка».

• При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.

• Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, т. е. за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятия подряд. Это связано еще и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроение ребенка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т. п.).

• Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных — высказывания ребенка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребенка на присходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребенка к прочитанному.

Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей использовались следующие критерии:

интерес к слушанию чтения книг;

• рассматривание иллюстраций;

• понимание содержания литературного произведения,

пересказ прочитанного, беседа о произведении.

На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:

Высокий уровень – ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из книги, пересказать по своему. Демонстрирует попытки инсценировки с участием взрослого.

Средний уровень – ребёнок с интересом слушает чтение книги, но испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Может назвать любимую книгу. Рассматривает иллюстрации, отождествляет предмет и изображение. Демонстрирует интерес к тексту произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со взрослым, иногда самостоятельно.

Низкий уровень – ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо.

На основе зафиксированных данных заполняю итоговую диагностическую таблицу.

Таблица 1. Оценка уровня сформированности интереса к книге и чтению в контрольной и экспериментальной группах

Фамилия, имя ребенка интерес к книге интерес к рассматриванию иллюстраций интерес к слушанию чтения книги, понимание содержания литературного произведения, способность к проговариванию и инсценировки

н/г к/г н/г к/г н/г к/г

Результаты диагностики (интерес к книге, интерес к рассматриванию иллюстраций)

высокий средний низкий

Сентябрь 2016 11% 74% 15%

Май 2017 18% 71% 11%

Сентябрь 2017 19 % 72% 9 %

Результаты диагностики (интерес к слушанию чтения книги, понимание содержания литературного произведения, способность к проговариванию и инсценировки)

высокий средний низкий

Сентябрь 2016 9% 68% 23%

Май 2017 10% 71% 19%

Сентябрь 2017 21 % 65% 14 %

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что проделанная мною работа способствовала развитию интереса у детей к книге, интереса к рассматриванию иллюстраций и значительно повысился за год работы интерес к работе со сказками.

Таким образом, проведенная диагностика позволила мне не только определить уровень развития детей на момент начала работы и год спустя, но и определить направления работы на следующий год. Разработала перспективный план работы на среднюю группу, по которому сейчас и провожу работу.

Работа с родителями:

Крайне важным в процессе реализации данной программы является сотрудничество воспитателя с родителями. После первого родительского собрания, я немного была расстроена, что присутствовало только половина родителей моих воспитанников. Тогда я поняла — необходимо способствовать тому, чтобы у всех родителей моих воспитанников возникло понимание: чтение способствует духовной связи ребенка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей. Я разработала план работы с родителями.

Формы работы с родителями по приобщению детей к чтению

1. Информационный уголок

Советы родителям:

- «Как правильно читать книгу детям

- «Как проводить беседу по художественному произведению».

- «Списки необходимой литературы».

- «Организация домашнего театра».

- «Коллективное чтение в семье».

- Дидактические игры по литературным произведениям: «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя», «Разложи по порядку», «Кроссворды».

2. Домашние задания:

- Создание книг – самоделок по произведениям детских писателей либо по предложенному началу.

3. Конкурс книжек – малюток.

4. Создание семейных библиотек.

5. Обмен опытом родителей в виде газеты «Книга в кругу семьи», по привлечению детей к чтению в семье.

6. Анкетирование по теме:

«Место книги в нашей семье»;

«Семейное чтение»

7. Составление памятки для родителей «Примерный список детской художественной литературы для домашнего чтения»

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе.

Я организовывала «Мастерские по изготовлению книжек самоделок и ремонту книг», арт-выставоки (совместные рисунки «Краски прочитанной книги», семейные фотографии «Вместе с книгой я расту», «Экран прочитанных книг», литературные викторины, театрализованную деятельность и др., что повысило интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Способствовало эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений.

Непременным условием реализации мой работы является мое взаимодействие со всеми специалистами нашего ДОУ. С музыкальным руководителем, педагогом — психологом, инструктором по физической культуре, старшим воспитателем. Они помогли мне обеспечить богатство содержания развлечений, игр — драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ. Совместно с педагогом - психологом проводила наблюдения на период диагностики.

Свой опыт работы представляю регулярно на педагогических советах нашего ДОУ, участвую в дистанционных конкурсах в интернет-рессурсах, также дистанционно публикую свои конспекты занятий, развлечений, разработки родительских собраний на педагогических порталах. Делюсь своим опытом активно с коллегами на сайте маам. ру (https://www.maam.ru/users/367566)

В данное время являюсь участником районного конкурса «Педагогический дебют 2018».

Свою работу планирую продолжать еще два года, впереди еще много интересного как для меня, так и для детей, и их родителей.

Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т. е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Публикации по теме:

Игра как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей Сообщение на тему: «Игра - как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей». Воспитатель: Поповец И. В. Игра в.

Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности,.

Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее.

Детское радио в ДОУ как одна из форм организации работы по развитию речевых умений дошкольников В стандарте дошкольного образования в качестве приоритетной выступает такая социальная деятельность как общение, овладение которой позволяет.

Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и приобщению к чтению»Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и приобщению к чтению» Книга! Как нам, взрослым, привлечь внимание детей к ней? Как сделать так, чтобы телевизор и компьютер не заменяли чтение книг? Что нужно.

Конспект проведения игр, направленных на развитие познавательных процессов, в средней группе «В стране сказок» «В стране сказок». Цель: Учить детей дидактическим играм. Совершенствовать слуховое ощущение детей. Развивать наблюдательность и воображение;.

Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей «Мы живём в Прибайкалье» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 144 г. Иркутска «МЫ ЖИВЕМ В ПРИБАЙКАЛЬЕ» Проект по развитию.

Развитие интереса к книге у младших дошкольников Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна,как никогда. Техника (аудио-,.

Сообщение из опыта работы «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» Подготовила воспитатель Береснева Ирина Александровна Всем.

Занятие для детей-дошкольников по программе «Развитие умений и навыков положительного взаимодействия детей с ОВЗ» Цели: обучение управлению своими эмоциональными состояниями; сплочение детского коллектива. Задачи занятия: 1. Умение понимать эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.2
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 11:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.2» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Князькова (УИ 367566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД