Светлана Визбулис
Психолого–педагогические рекомендации воспитателям ДОУ по формированию коммуникативных умений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то педагогам следует вводить как можно больше игр на формирование именно коммуникативных умений, поскольку игра является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Публикация «Психолого–педагогические рекомендации воспитателям ДОУ по формированию коммуникативных умений у дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Мы рекомендуем ежедневное включение игр на формирование коммуникативных умений в педагогический процесс различных видов, таких как: игры–разминки, упражнения, игры–импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры–хороводы, в процессе которых дети научатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и грамотно говорить.
Соревновательные игры дадут возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогут выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволят увидеть в другом ребенке равноценную личность. Включая в деятельность дидактические игры и игры–драматизации, дети научатся принимать участие в групповом разговоре, приобретут навыки вежливого общения.
В самостоятельной деятельности мы рекомендуем обеспечивать возможность саморазвития ребенка, который будет свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Одновременно педагогу необходимо быть партнером, готовым подключиться к детской активности при условии просьбы детей о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов. Кроме того, в такой совместной деятельности у педагога появится возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Все это поможет педагогу в создании микроклимата, в основе которого будет лежать уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Вниманию педагогов мы предлагаем сделанную нами подборку игр (приложение 1, направленных на формирование конструктивного общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, на развитие эмоциональной сферы.
В процессе таких игр и им подобных, у детей усилится эмоциональная связь со сверстниками, игра сблизит, объединит детей, они познают основы социального поведения, научатся взаимопомощи и уважению, т. е. общению друг с другом и окружающими.
Представленные нами игры помогут педагогам решить ряд развивающих задач по формированию коммуникативных умений дошкольников :
– воспитать коммуникабельность, коллективизм, сотрудничество;
– научить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности;
– развить творческие способности детей, психические процессы : восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
В режимных моментах целесообразно отводить особое место произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.
Побуждение детей к оказанию помощи малышам и друг другу, совместное проговаривание потешек будет стимулировать детское общение.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо целенаправленное введение упражнений, ведение диалога с обязательным включением различных видов игр направленных на формирование коммуникативных умений.
Немалое внимание следует уделить развитию речи детей, используя для этого наводящие вопросы, беседы, разнообразные наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций с обязательным последующим их обсуждением, что, в свою очередь, будет способствовать обогащению словарного запаса дошкольников, его активизации.
Воспитателям также необходимо вести тесное взаимодействие с родителями в таких формах работы как родительские собрания, семинары–практикумы, консультации, индивидуальные беседы и др., посвященные данной проблеме. Главной целью такого взаимодействия должно стать донесение до сознания родителей необходимости активного участия в ее решении.
Разработанная нами памятка для педагогов поможет им в организации разновозрастного игрового взаимодействия дошкольников. С памяткой для педагогов по организации разновозрастного игрового взаимодействия дошкольников можно ознакомиться в приложении 2.
Приложение 1
Тема 1. : игры направленные на сплочение детей в коллективе, чувства принадлежности к группе.
1. Игра «Раздувайся, пузырь!»
Педагог предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а педагог повторяет : «Машенька, пойдем играть!» Педагог берет малыша за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети (сначала приглашаем желающих играть, а скованных, заторможенных детей — последними). Когда все дети будут приглашены, образуется длинная цепочка. Педагог берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь, — говорит педагог. — А теперь давайте сделаем маленький кружок».
Вместе с педагогом дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь» : наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф-ф-ф». «Пузырь» немного увеличивается, и дети произносят слова:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой!
Оставайся такой, да не лопайся!
Педагог входит в центр круга, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). Педагог говорит : «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели.» Дети разбегаются в разные стороны.
2. Игра «Доброе животное».
Цель. Сплочение участников игры, создание положительной атмосферы, работа над согласованностью с партнером в совместной деятельности.
Оборудование. Большой ковер с мягким ворсом, музыкальные записи.
Играющие дети встают в круг и берутся за руки. Педагог объясняет : «Мы все вместе — одно большое, очень большое, очень доброе животное. Давайте попытаемся услышать, как оно дышит».
Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию остальных. «А теперь подышим все вместе. Вдох — выдох, вдох — выдох. Животное очень доброе, оно улыбнулось. Покажите, как оно улыбнулось. Покивало головой. Покажите, как оно это сделало. Животное немного поклонилось в знак признательности вам за доброту в ваших сердцах. Оно это сделало так (показ педагога)».
3. Игра «Тропинка»
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».
Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливают-ся и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди - стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий : игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
4. Игра «Улыбочка».
Цель. Учить доброжелательно, относиться к детям. Развивать внимание, воображение. Воспитывать любовь и терпение к сверстникам.
Оборудование. Рисунок улыбки, музыкальные записи.
Участники становятся в круг и дарят друг другу самую красивую, добрую, искреннюю улыбку. Педагог рассказывает детям про улыбку, для чего она нужна, показывает, как важно улыбаться друг другу.
5. Поварята
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий : хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами» : резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
Тема 2: игры, направленные на развитие эмпатии, доверия, умения согласовывать свои действия с партнером и работать в команде.
1. Игра «Бабочка».
Цель. Развивать умение играть в коллективе. Развивать согласованность действий, воображение. Воспитывать усидчивость, интерес к народным играм.
Оборудование. Записи медленной музыки.
Дети встают в круг. Повторяют за педагогом слова и движения.
Бабочка, давай дружить! Здороваются друг с другом.
Веселее вместе жить!
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты! Дети имитируют полет бабочки.
Ну а дождь пойдет над садом — Схватились за голову.
Волноваться нам не надо. Повороты головы из стороны в
сторону.
Ни о чем не беспокойся, Похлопывают друг друга по плечу.
Под моей панамой скройся. Приседают друг перед другом.
2. Игра «Небоскреб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий : взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
3. Игра «Войди в круг — выйди из круга»
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Количество играющих: не больше 10 человек.
Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Комментарий : взрослый следит, чтобы детине проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
4. Игра «Сотворение чуда»
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий : эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
5. Игра «Старенькая бабушка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.
Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.
Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от-вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей, и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий : перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.
В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
Тема 3. : игры направленные на преодоление боязни тактильного контакта, снятие тактильных барьеров; на развитие логически правильной речи, умения договариваться и совершенствования навыков межличностной коммуникации.
1. Игра «Газета»
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Количество играющих: четверо, или кратное четырем.
Необходимые приспособления: газета.
Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий : эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
2. Игра «Путаница».
Педагог выбирает водящего ребенка и выводит его из группы. Остальные дети становятся в круг лицом друг к другу и берутся за руки, образуя круг из замкнутой «нитки». Не разжимая рук, все дети запутывают «нитку». Педагог зовет водящего ребенка. Весь «клубок» говорит: «Мама (папа, ниточку распутай».
Когда «нитка» распутана, педагог выбирает нового водящего.
3. Игра «Зоопарк»
Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий : нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
4. Игра «Клубочек»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Необходимые приспособления: клубок ниток.
Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Комментарий : эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.
Ведущим может быть выбран и ребенок.
5. Игра «На мостике»
Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости, преодоление боязни тактильного контакта.
Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на-встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».Комментарий : приступив к игре, дети должны до-говориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.
6. Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий : в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
7. Игра «Дотронься.»
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий : игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
8. Игра «Живая картина»
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
Комментарий : несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.
9. Игра «Комплименты».
Цель. Учить взаимопониманию с другими детьми. Развивать воображение, внимание, логически правильную речь. Воспитывать бережное отношение к дружбе.
Оборудование. Музыкальные записи.
Дети становятся в круг. Педагог объясняет детям, что такое комплимент. «Комплимент — это доброе, ласковое слово, похвала за что-то». Предлагает говорить друг другу комплименты. Комплименты могут быть как общими: «Мне нравится с тобой играть», так и более частными: «Спасибо, что помог мне навести порядок в уголке с игрушками».
Педагог помогает детям говорить комплименты, приводит примеры, демонстрирует, как это делается. Рассказывает детям, что комплимент обычно говорят с улыбкой, от чистого сердца, а вовсе не сердитым голосом. Наиболее робким, застенчивым детям показывает пример. Старается, чтобы каждый из играющих детей получил комплимент. Когда ребенок получает комплимент, в ответ говорит «спасибо».
10. Игра «Сиамские близнецы»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков, преодоление боязни тактильного контакта.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завя-зать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».Комментарий : на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необ-ходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
Приложение 2.
Памятка для педагогов по организации разновозрастного игрового взаимодействия дошкольников
1. Подбирая игры, учитывайте возрастные и индивидуальные возможности детей, их уровень знаний.
2. Заранее продумайте возможные конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры и наметьте пути их решения.
3. К организации разновозрастного игрового взаимодействия подходите творчески (не действуйте шаблонно).
4. Не заполняйте чем-либо другим время, отведенное на игры дошкольников.
5. Правильно подбирайте и рационально размещайте игрушки и игровой материал, учитывая возраст детей.
6. Распределяйте свое внимание так, чтобы сразу охватить все играющие подгруппы и вовремя прийти на помощь, если этого требует ситуация.
7. Поощряйте детей, играющих с малышами.
8. В начале игры вызывайте наиболее общительных, смелых и уверенных в себе детей, которые могут дать наглядный пример остальным, в дальнейшем приглашайте всех участников игры по очереди, а робких и пассивных, в особенности тех, кто потерпел неудачу, непременно вызовите повторно.
9. Не забывайте в ходе игры поощрять детей за выполнение игровых правил и готовность помочь друг другу.
10. Обязательно найдите время для анализа игрового взаимодействия (рефлексия).