Лучший педагог года

«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.1

Ольга Князькова
«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.1
▼ Скачать +Заказ

Я, Ефанова Ольга Павловна 1989 года рождения, имею высшее педагогическое образования. Закончила в 2017 году, Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «Дошкольная педагогика и психология» присвоена квалификация «Психолог. Воспитатель детей дошкольного возраста». Педагогический стаж- 2 года с января 2016 года.

Детский сад имеет статус пилотной площадки по введению ФГОС ДОО. Работаю по основной образовательной программе дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Золотой ключик», составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказом МИНОБРНАУКИ РФ№ 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол от 20.05.2015 № 2/15, образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа соответствует требованиям ФГОС, в ней собран передовой опыт работы в сочетании с традиционными концепциями дошкольного воспитания. Программа является инновационным документом, отвечающим всем требованиям, достижениям науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Публикация «„Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок“, Самоанализ, Ч,1» размещена в разделах

Тема моей работы:

«Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок»

Актуальность

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

В. Г. Белинский

В современном обществе актуален вопрос развития детского интеллекта. Родители и педагоги стремятся дать детям как можно больше знаний, зачастую забывая о задачах развития способностей чувствовать, думать, творить. Современные дети больше знают, чем их ровесники много лет назад, у них лучше развито логическое мышление, многие владеют основами компьютерной грамотности. При этом они гораздо реже удивляются, короткий путь к эмоциональному раскрепощению учить его чувствовать, развивать художественное воображение, фантазирование, сочинительство. Легче всего это сделать через ознакомление с художественной литературой.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения

в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приё мы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня.

Проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста являются:

• непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;

• незнание истории её развития и современного состояния;

• ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;

• слабое представление о функциях литературы;

• отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

В связи с этим целью моей работы стало:

Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.

Для достижения данной цели мной были определены следующие задачи:

1. Воспитать у детей позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддерживать и развивать детскую эмоциональность.

3. Активизировать речевое и мыслительное творчество детей.

4. Развивать память, внимание, основные познавательные и речевые умения дошкольников.

Проблема в том, что «у взрослых, находящихся рядом с малышом, – отмечает З. А. Гриценко, – почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении». Как следствие у современного ребенка зачастую нет примера, которому он мог бы следовать, нет необходимой для естественного развития тяги к книге и чтению и художественному слову среды. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к книге и чтению у детей начиная с младшего дошкольного возраста.

В своей группе «Пчёлки» я организовала кружковую работу «Сказки – добрые друзья». Составила рабочую программу, которая рассчитана на детей от 3-х до 7 лет. Год работы по данной программе позади и я уже могу поделиться своими результатами, которые радуют не только меня, но и родителей моих воспитанников.

Свою работу распределила на несколько этапов:

1 этап

Погружение в работу:

• Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.

• Подбор и изучение методической литературы.

• Разработка перспективного планирования совместной деятельности взрослого и детей.

• Разработка перспективного планирования работы с родителями.

• Составление рабочей программы кружка «Сказки- добрые друзья».

• Выбор идей, поиск путей решения проблемы.

• Диагностика на начала работы.

На протяжении первого этапа я наблюдала за деятельностью детей в группе, беседовала с родителями, проводила анкетирования для того, чтобы разработать перспективный план по реализации своей работы, для достижения поставленной цели и решения задач. Процесс наблюдения за детьми помог мне выявить, что дети не достаточно знакомы с произведениями детской художественной литературы; имеют скудный словарный запас; отсутствуют навыки связной речи; дети не умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (проявляют агрессию).

Анкетирование родителей показало: утеряны традиции семейного чтения; занятость родителей.

На завершении первого этапа я организовала родительское собрание «Воспитываем будущего читателя» в форме «круглого стола». К сожалению не все родители смогли присутствовать на этой встрече, кто-то в силу своей занятости, а кто-то посчитал, что данная повестка собрания для них не актуальна (через полгода работы, родители изменили свой взгляд и стали активными участниками в нашей работе, но об этом чуть позже.).

Я представила родителям немного теории, рассказала об актуальности приобщения детей к художественной литературе. Представила свою разработанную программу кружковой работы «Сказки – добрые друзья». По итогу нашего собрания, я была еще более воодушевлена на продолжение работы по данной теме, т. к. мне удалось заинтересовать родителей (а это как известно всем педагогам очень важно) на активное сотрудничество в решении поставленных мною задач.

На второй этап своей работы я перешла уже совместно с родителями.

2 этап

Реализация работы:

Важным моментом в успешности работы с детьми дошкольного возраста является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ. В нашей группе в процессе организации развивающей среды я учитываю возрастные и психологические особенности на каждом возрастном этапе. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т. д.

Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При организации развивающей среды в нашей группе я учитываю интересы, способности и потребности каждого ребенка. Поддерживаю в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.

Обстановка в нашей группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, познания, игры.

В группе создан книжный уголок, мини-библиотека «Здравствуй, книжка!». Дети стали приносить из дома свои любимые книжки. Каждый ребенок с любовью и трепетом рассказывал о своей книге, какие сказки есть в этой книге, кто ее подарил – купил, кто читает эти сказки им дома и т. д. В нашем уголке «Здравствуй, книжка!» организуем книжные выставки. К примеру, работая по сказке «Маша и медведь», мы организовали с детьми и родителями в уголке следующие выставки: данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; другие сказки, в которых действуют медведи; любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Наши выставки не просто украшают группу, но «активно действуют». Обеспечивают возможности для деятельности детей : желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесенных из дома и т. д. Постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании организации мини-библиотеки мы совместно с детьми создали в нашей группе уголок «Книжная мастерская» - совместный труд по ремонту и обновлению книг. Прививаю детям бережное отношение к книгам.

В группе действует уголок творчества – совместно с родителями мы дополнили уголок трафаретами животных, героев сказок; штампики для рисования; раскраски по теме сказок, которые мы читаем и т. д.

В уголке природы нас каждый день встречает кукла Катя. Как то раз я прочитала детям экологическую сказку «Катя и божья коровка», детям очень понравилась. И в это время нам в группу подарили новую куклу, совместно с детьми мы решили назвать ее Катей, находится она у нас в уголке природы. С помощью сказочного персонажа Кати, мы закрепляем признаки времен года, есть сезонный гардероб у куклы. Дети часто самостоятельно организовывают деятельность в уголке природы. Создана картотека экологических сказок (Родник, Дождевой червяк, Маленькие путешественницы, Кролик и зайчиха, Как скворец себе дом выбирал, Катя и божья коровка и др.). С помощью экологических сказок я учу детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Уголок строительства:

Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, они создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.

В нашем уголке есть: конструктор (пластмассовый, металлический, деревянный); кубики разного размера; цилиндры; пластилин; картон; природный и бросовый материал; мягкие модули; конструктор лего; мозаика различная и т. д. Обыгрывая некоторые сказки, дети самостоятельно выбирают материал из уголка строительства для постройки домой для героев сказок, или например, из мозаики выстраивают дорожки по которым ходят герои сказок, ездят машины и т. д.

Работа со сказками происходит не только в уголке «Здравствуй, книжка» или уголке театрализации, я активно используют Математические сказки на занятиях и в совместной деятельности с детьми, в уголке познавательного развития у нас есть герои сказок ( геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т. д. ; картинки с частями суток; фигуры различного размера, цвета и т. д.). Все это вызывает огромный интерес у детей. Дети моей группы уже успели полюбить не только обычные сказки, а математические. Сами предлагают сюжеты сказок или сказки на новый лад. Мною создана картотека математических сказок с атрибутами к их сопровождению (Математика в лесу, На кого похоже цифра 2, Спор времени суток, Путешествие круга и квадрата, С кем дружит цифра 3 и т. д. При использовании математических сказок на занятии я вижу, как ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса. Происходит отход от застывших школьно-урочных форм обучения, а поиск разнообразных методов и приемов организации образовательного процесса способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.

Уголок познавательной активности пополняю регулярно разнообразными настольными играми (найди героя из сказки, чья тень, подбери картинку, пазлы героев из разных сказок, предметы героев сказок и т. д., создана картотека дидактических игр (Кто за кем, Что изменилось, Расскажи о картинке, Найди по силуэту и т. д.).

Ну и, конечно же, самое любимое место в нашей группе — уголок театрализации «В стране любимых сказок». Разнообразные маски, костюмы, есть у нас в этом уголке. Различные виды театра изготовленные своими руками совместно с детьми и родителями. Уголок «В стране любимых сказок» - один из активных секторов нашей группы. Все костюмы и атрибуты расположены так, чтобы детям было удобно подбирать себе то, что он хочет. Все в доступности для каждого ребенка. Созданы игротеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений с учетом возрастных особенностей детей нашей группы. Что есть в нашем уголке: театр настольный; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; театр математики; театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации); персонажи с разным настроением; готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образов, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Публикации по теме:

Игра как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей Сообщение на тему: «Игра - как средство формирования социально речевых умений и взаимоотношений детей». Воспитатель: Поповец И. В. Игра в.

Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности,.

Развитие социально-речевых умений у дошкольников в процессе игр парами В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее.

Детское радио в ДОУ как одна из форм организации работы по развитию речевых умений дошкольников В стандарте дошкольного образования в качестве приоритетной выступает такая социальная деятельность как общение, овладение которой позволяет.

Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и приобщению к чтению»Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и приобщению к чтению» Книга! Как нам, взрослым, привлечь внимание детей к ней? Как сделать так, чтобы телевизор и компьютер не заменяли чтение книг? Что нужно.

Конспект проведения игр, направленных на развитие познавательных процессов, в средней группе «В стране сказок» «В стране сказок». Цель: Учить детей дидактическим играм. Совершенствовать слуховое ощущение детей. Развивать наблюдательность и воображение;.

Проект по развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей «Мы живём в Прибайкалье» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 144 г. Иркутска «МЫ ЖИВЕМ В ПРИБАЙКАЛЬЕ» Проект по развитию.

Развитие интереса к книге у младших дошкольников Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна,как никогда. Техника (аудио-,.

Сообщение из опыта работы «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» «Повышение интереса детей к двигательной активности посредством активных игр» Подготовила воспитатель Береснева Ирина Александровна Всем.

Занятие для детей-дошкольников по программе «Развитие умений и навыков положительного взаимодействия детей с ОВЗ» Цели: обучение управлению своими эмоциональными состояниями; сплочение детского коллектива. Задачи занятия: 1. Умение понимать эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.1
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 11:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.1» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Князькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД