Марина Прожерина
Детское радио в ДОУ как одна из форм организации работы по развитию речевых умений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детское радио в ДОУ как одна из форм организации работы по развитию речевых умений дошкольников
В стандарте дошкольного образования в качестве приоритетной выступает такая социальная деятельность как общение, овладение которой позволяет договариваться, разрешать конфликты, обеспечивать в дальнейшем информационную безопасность человека, общества, государства. Во взаимосвязи и на основе коммуникативных способностей формируются и развиваются речевые умения детей. Если к коммуникативным способностям относятся как вербальные, так и невербальные, то речевые проявляются в видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Как известно, аудирование и говорение относятся к устным видам речевой деятельности, а чтение и письмо – к письменным. В то же время аудирование и чтение это перцептивные виды речевой деятельности, а говорение и письмо – продуктивные. При аудировании восприятие (перцепции) текстовой информиции происходит на слух, а при чтении задействованы зрительные анализаторы. Речевые механизмы аудирования и чтения одни и те же, меняется только канал поступленеия информации. Поэтому когда ребёнок владеет умениями аудирования, то он не испытывает больших трудностей при обучении чтению. В то же время говорение начинается с аудирования: ребёнок произносит то, что слышит.
Публикация «Детское радио в ДОУ как одна из форм организации работы по развитию речевых умений дошкольников» размещена в разделах
Аудирование как вид речевой деятельности – это процесс восприятия на слух, распознавания, переработки и усвоения текстовой информации. Аудирование – это мощное средство обучения. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом. Как цель обучения аудирование выступает тогда, когда воспитанники воспринимают на слух связное целое и через аудиотекст получают какую-то, даже самую элементарную, содержательно-смысловую информацию.
Использование радиоточки в ДОУ – одна из возможных форм организации работы по развитию у старших дошкольников умений аудирования. В ДОУ № 4 г. Камышлов Свердловской области с января 2017 года реализуется проект «Детское радио». Этот проект включает несколько направлений - подпроектов, каждый из которых направлен на реализацию конкретных образовательных задач.
Подпроект «Родная речь» разрабатывает учитель-логопед, он адресован старшим дошкольникам. Содержательно подпроект делится на блоки: «Лексика», «Грамматика», «Фонетика», «Культура речи». Каждый блок включает в себя цикл радиопередач, объединённых общей тематикой. Радиопередачи подпроекта «Родная речь» выходят в эфир 1 раз в неделю, продолжительностью 5-7 минут. Каждая радиопередача имеет свою тему, например: «Слова-признаки», «Гласные звуки», «Вежливые слова», «Слова-родственники» и т. п. В соответствии с темой радиопередачи, формулируются образовательные и коррекционно-развивающие задачи.
Важным условием при формировании умения аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов. Для создания мотивации (на наш взгляд) необходимо соблюдение ряда условий. Одним из важных является содержание радиопередачи. Слишком сложное содержание может вызвать разочарование детей, слишком лёгкие тексты также нежелательны: отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной, и она не становится развивающим фактором в процессе обучения. Необходимо также придерживаться определённой последовательности при составлении радиопередачи, т. е. все радиопередачи должны иметь примерно одинаковую структуру. Желательно, чтобы в передаче участвовало ограниченное число действующих лиц. Ещё одним немаловажным условием является регулярность прослушивания радиопередач, а также соблюдение систематичности. Под систематичностью понимается чередование выхода радиопередачи каждого блока: 1-я неделя месяца – передача из блока «Лексика», 2-я неделя месяца – передача из блока «Фонетика» и т. д.
Несмотря на то, что прослушивание радиопередачи может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий. В ходе аудирования слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемоническую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и др. В процессе прослушивания радиопередач дети учатся воспринимать на слух и выделять ключевые слова, смысловые фразы, сравнивать антонимы и синонимы, делать обобщения, то есть овладевают на устной основе стратегиями смыслового чтения, которые смогут использовать в начальной школе. В содержание радиопередачи включаются не только рассказ и разъяснение логопеда, но радиоинсценировки, диалоги, речевые игры и упражнения. В конце передачи дети обязательно получают интересное задание.
Данная форма работы позволяет увеличить объём коррекционного воздействия, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти дошкольников, повышает мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщает детей к процессу активного познания.
Аудирование как вид речевой деятельности является метапредметным способом работы с текстовой информацией на родном языке, на языке учебного предмета (окружающего мира, матаматики и пр., а в дальнейшем и на иностранном языке.
Литература
1. Горлова Н. Педагогическая запущенность. Почему дошкольное образование порождает её? // Учительская газета. - 2017. - № 03.
2. Зиновьева А. Н. Учебно-методическое пособие по обучению аудированию // Электронный журнал «Педагогика online». URL: http://aneks.spb.ru/publikatcii-pedagogicheskikh-rabotnikov.html (дата обращения: 24 мая 2017)