Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС»

Ирина Агафонова
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

Кизнерский детский сад №6 «Италмас»

Развитие познавательной активности дошкольников

старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС

Выполнила: Агафонова

Ирина Павловна

воспитатель

2017 г

Актуальность

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности дошкольников старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС“» размещена в разделах

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.

Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.

Практика школ и психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что одна из главных причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости – слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие.

В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем, к неизвестной нам жизни. Ребенок должен знать и уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Как же развивать познавательные способности дошкольников?

Сущность опыта

Цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование интерактивного обучения.

Основные задачи:

1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное развитие дошкольников.

2. Адаптация методов с целью формирования познавательно-исследовательских навыков.

3. Организация педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий.

Поиск новых методов обучения дошкольников привел к созданию педагогических условий для познавательного, коммуникативного, речевого развития дошкольников. Этими условиями, на наш взгляд, могут стать использование современных образовательных технологий и процесс обучения, в основе которого лежит интерактивное обучение.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Воспитательные возможности интерактивных форм работы очень значительны. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучаемыми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку дошкольников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Таким образом, организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:

развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т. д.);

развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

развивать речевую активность детей;

развивать коммуникативные умения и навыки;

• формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;

• формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

1. В поиске новых технологий, обеспечивающий нам достижение поставленных задач, творческая группа выдвигала много предложений, и активный поиск принес свои результаты. Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации, так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки самоделки».

В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Все материалы книги соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения, притом, что его можно применять везде — и как изучение основного материла, когда мы как раз по кусочкам собираем информацию, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей. Лэпбук можно полностью разработать и сделать самому, а можно воспользоваться уже готовыми шаблонами, которые находятся на бескрайних просторах сети Интернет.

Преимущество «Лэпбука» :

• Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

• Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

• Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию

• Лэпбук хорошо подойдет для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания под силу каждому.

• Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

Содержание лэпбука зависит от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой темой, мы стараемся затронуть все образовательные области, поэтому содержание каждого лэпбука отражает материал по всем пяти направлениям. Опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей к непосредственно-образовательной деятельности возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях.

Внедрение в практику работы метода «Лэпбука» начиналось с организации работы с педагогами ДОО. Была проведена работа по изучению теоретического материала о сущности лэпбука. Были подобраны наиболее эффективные формы работы с педагогами :

• Консультация «Что такое лэпбук и для чего он нужен?»;

• мастер– класс: «Технология лэпбук и ее применение»;

• методические выставки и др.

За 2015-2016 год нашем саду создана копилка «умных книжек – самоделок» на разные темы: Весёлая математика, Времена года, год Экологии, Домашние животные, В гости к сказке и другие, которые активно используются при изучении нового материала, а так же при повторении уже пройденного. Дети с удовольствием рассматривают страницы, выполняют задания с кармашков.

Педагоги настолько увлеклись не только изготовлением этих интерактивных книг, но и их эффективностью и вариативностью использования. Эта технология позволяет ориентироваться на образовательный интерес ребят конкретной группы в конкретной ситуации, помогает удерживать интерес ребят на протяжении всего занятия, и выполнять разные задания, открывая страницу за страницей.

В создании такой интерактивной книги участвуют не только педагоги и воспитанники нашего детского сада, но и родители являются активными участниками. Они собирают материал, предлагают идеи создания и даже сами изготавливают лэпбуки.

В нашем детском саду лэпбук используется в работе не только воспитателями, но и логопедом, музыкальным руководителем, руководителем ИЗО.

В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность группы у наших детей

– повысилась познавательная активность;

– формировался устойчивый интерес к «исследованию» материала, желание делать что-то своими руками;

– повысился уровень развития словаря, грамматически правильной речи;

– повысилась творческая инициативность, развитие общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетическоге восприятие, пространственное мышление;

– повысилась творческая активность педагогов, родителей;

2. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Наталья Александровна Рыжова (доктор педагогических наук) считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

В нашем детском саду создана комната национального быта. Интерес к данному направлению возник в связи с реализацией регионального компонента. А так же в беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое, да и родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

При создании комнаты национального быта, мы обратили внимание на следующее:

- комната национального быта повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;

- экспонаты расширяют кругозор детей;

- позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;

- предоставляет свободу выбора;

- при работе возможны разные формы работы с детьми (НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);

- соответствует современным требованиям к развивающей предметно – пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);

- информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;

- музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;

- расширяет опыт организации работы с семьями.

Наш «Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Здесь педагогами проводятся различные формы работы : беседы с детьми, рассказы, самостоятельные рассматривание экспонатов, экскурсии для детей, дидактические игры, викторины. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно пробуют себя в роли экскурсовода для своих сверстников и детей других групп.

Детям очень нравится знакомство с комнатой, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. В нашу комнату национального быта открыт свободный доступ, поэтому дети могут посещать не только с педагогами ДОО, но и с родителями. Мы считаем, если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, то интерес к нему ослабевает, предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач.

Посредством общения с мини – музеем у наших дошкольников сформированы :

• умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения;

• умение работать с информацией;

• структурировать полученные знания;

• умение анализировать и синтезировать новые знания;

• устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

• уметь сформулировать проблему и найти способ ее решения.

3. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала. Экспериментирование как нельзя лучше формирует познавательный интерес. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим способом познания мира. При этом главным фактором выступает характер деятельности – для ребёнка важен сам процесс, а не его результат.

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»

(Р. Эмерсон).

С целью совершенствования образовательного процесса совместно с родителями и педагогами ДОО мы решили создать интерактивную мини- лабораторию для детей, которым нравится делать открытия своими руками. Были приобретены материал и оборудование для лаборатории, с помощью родителей и педагогов был собран материал для экспериментирования. В зоне лаборатории расположены столы, наборы стаканчиков разной степени прозрачности, ложечки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, вата, губки, лупы, микроскопы, песочные часы, комплекты для игр с водой, песком, воздухом, магниты, кисточки, краски, термометры, зеркала, различные по размеру семена растений, воронки, различные по размеру бутылочки, пипетки, мензурки, фонарики, материалы для игр с мыльными пузырями, воздушные шары, сыпучие материалы (сахар, песок, соль, крахмал, мука, глина, различные по объему емкости, камни, металлические, стеклянные, пластиковые, деревянные предметы. Работа с детьми начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяйкой – куклой Почемучкой, с оборудованием и правилами поведения. Прежде чем начать занятие, готовятся столы для опытов, материал и оборудование в зависимости от того, какой опыт будем ставить. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После работы дети сами приводят в порядок рабочие места – моют и убирают оборудование, протирают столы, убирают мусор, моют руки с мылом. Особое внимание уделяется техники безопасности.

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Этим высказыванием мы придерживаемся в работе с детьми дошкольного возраста. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка.

Что дает экспериментальная деятельность?

• Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

• У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

• Главное, создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;

Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

• Применяют свои знания в жизни.

Результативность опыта

Применение современных образовательных технологий и интерактивного обучения дает положительную динамику роста уровня познавательного развития воспитанников, которую мы прослеживаем при проведении мониторинга по индивидуальным картам развития старших дошкольников :

- формируется познавательный интерес к новым видам деятельности;

- развиваются память, логическое и творческое мышление, внимание и способность концентрации внимания на том или ином виде деятельности;

- воспитывается желание самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике;

- повышается способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Анализ карт индивидуального развития детей старшей и подготовительной групп, показал рост познавательных способностей наших детей. Критерии индивидуального развития дошкольников составлены на основе требований ФГОС (целевые ориентиры по познавательному развитию на этапе завершения дошкольного образования) :

1 Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации

2 Формирование познавательных действий, становление сознания

3 Развитие воображения и творческой активности

4 Формирование первичных представлений: о себе, других людях; объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве; о социокультурных ценностях нашего народа; об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей; об особенностях ее природы; о многообразии стран и народов мира

Таким образом, результативность опыта подтверждается тем, что значительно возрос уровень познавательного развития у воспитанников, что прослеживается в диаграммах.

Опыт показал, что применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности. Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

В заключение хочется процитировать слова Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Публикации по теме:

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС»Опыт работы «Построение предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе с учетом ФГОС» Актуальность. Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС»
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 13:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Агафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД